last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Список экспертов Защита промышленных образцов: 10 новшеств правительственного проекта

Защита промышленных образцов: 10 новшеств правительственного проекта

От пробелов в законодательстве о защите промышленных образцов украинские компании страдают давно. В новом сезоне Министерство экономического развития и торговли разработало проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании правовой охраны интеллектуальной (промышленной) собственности».

Не все положения этого документа однозначно позитивны, но принятие его давно назрело. Во-первых, многие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы в сфере интеллектуальной собственности, были приняты еще в 1993 году. Конечно, в них вносились изменения, но пришло время менять их кардинально. Кроме того, внести некоторые правки нас обязывает соглашение об ассоциации с ЕС. Итак, давайте разберем, какие новшества по защите промышленных образцов предлагают в Минэкономразвития.

1) Промышленным образцом может быть не только внешний вид изделия, а и внешний вид части изделия. Такие изменения вызваны, в первую очередь, необходимостью гармонизации законодательства, и может показаться, что это незначительное изменение. Но на самом деле, оно кардинально расширяет круг объектов, которые могут быть заявлены как промышленные образцы. Представьте, вы разработали новый бампер кузова автомобиля, плавно переходящий в пороги автомобиля. Правильно было бы заявить не кузов автомобиля (как одно изделие), а только лишь именно новую его часть, ведь мы не знаем, сколько будет дверей в каждой отдельной модели авто, будет ли это хетчбек или седан и так далее. Сейчас вы можете заявить только кузов, бампер или порог, иными словами изделие, а вот часть кузова - не можете.

2) Изменения касаются не только содержания заявок, но и формы. Так, предлагается заменить название «патент на промышленный образец» на «свидетельство на промышленный образец». Это хоть и заметное, но не первоочередное изменение, и оно продиктовано скорее необходимостью гармонизации терминов.

3) Авторы правительственного законопроекта предлагают также гармонизировать с законодательством ЕС срок действия имущественных прав на промышленный образец. В Украине он сегодня составляет 15 лет с даты подачи заявки. В случае принятия документа, срок действия исключительных имущественных прав на промышленный образец составит 5 лет с даты подачи заявки. Этот срок может быть продлен на один или более пятилетних периодов. Общий срок действия этих прав не сможет превышать 25 лет. Таким образом в целом срок действия имущественных прав на промышленный образец будет увеличен.

4) Вводится новый критерий - индивидуальный характер промышленного образца, а также возможность признания недействительным патента Апелляционной палатой. Стоит заметить, что рассмотрение дела в Апелляционной палате проходит гораздо проще и быстрее, чем через суд, да и квалификация членов Апелляционной палаты в вопросах интеллектуальной собственности будет выше.

5) Предлагается введение практики защиты незарегистрированных промышленных образцов. Это очень важный пункт, который поможет бизнесу развивать новые продукты с минимальными затратами. Незарегистрированный промышленный образец получит правовую охрану на протяжении 3 лет с даты его доведения до общего сведения на территории Украины. Собственник незарегистрированного промышленного образца сможет запрещать его копирование на протяжении этого срока.

Это очень важно для развития бизнеса многих компаний. Представьте, что производитель мебели создал 25 новых видов стульев. Он пока не знает, какие из них будут пользоваться спросом, он размещает их в торговых сетях, ждет несколько месяцев, и только потом сможет понимать, что воспринял рынок, а что нет. Защищать все 25 новых внешних видов стульев ему нет смысла, но есть риски, что конкуренты начнут копировать наиболее удачные его модели. В данном случае он может не беспокоиться, поскольку, как только он выставил свои работы на открытое рассмотрение, вступает в силу защита незарегистрированных промышленных образцов. Этот же принцип будет практически единственных выходом, к примеру, для представителей фешн-индустрии.

6) Предполагается, что заявка может относиться как к одному, так и нескольким промышленным образцам, которые принадлежат к одному и томе же классу Международной классификации промышленных образцов. Такая множественная заявка должна содержать не более 100 промышленных образцов. Это, пожалуй, наиболее спорная инициатива в законопроекте Минэкономразвития.

С одной стороны, подобная возможность предоставляется во многих странах мира. Но, по поему мнению, Украина еще не готова к данной норме. Ведь у нас в стране до сих пор процветает патентный троллинг, а «коллективная» процедура удешевит и упросит процесс получения защиты, в том числе и недобросовестной.

7) Закон также предлагает ряд нововведений относительно торговых марок. Так, предполагается, что заявки и международные регистрации ТМ будут публиковаться. После такой публикации любой сможет подать мотивированный протест против неправомерной заявки. Де факто, данные о национальных заявках и международных регистрациях из Украины и так публикуются, но теперь это будет закреплено законодательно.

Нынешнее законодательство также предусматривает возможность подачи протестов против регистрации знака, но, до недавнего времени (до августа 2015 года) ведомости о поданных заявках не являлись общедоступным, и достаточно часто компании не знали о том, что подана заявка с нарушением их прав.

8) Также гармонизируется с законодательством ЕС срок, по истечении которого можно требовать досрочного прекращения действия свидетельства на ТМ. Сегодня, согласно ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», если торговая марка не используется в Украине полностью или частично на протяжении 3 лет, любой может обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства, полностью или частично. В случае принятия законопроекта, 3-летний срок будет заменен на 5-летний срок.

По моему мнению, срок неиспользования для досрочного прекращения действия свидетельства должен отвечать реалиям рынка. Поскольку в ЕС в большинстве случаев срок становления бизнеса дольше, чем в Украине, то и срок неиспользования ТМ должен быть дольше. А в Украине за 5 лет можно успеть открыть компанию, получить прибыль, закрыть компанию и начать абсолютно новый бизнес.

9) Некоторые нормы документа направлены на борьбу с недобросовестными дистрибьюторами. Предусматривается, что, если представитель зарубежного собственника ТМ без разрешения регистрирует эту марку в Украине, зарубежный собственник может оспорить неправомерную регистрацию и передать права авторизованному агенту (дистрибьютору). Сегодня в Украине это достаточно большая проблема, так как многие дистрибьюторы, даже не имеющие эксклюзивных прав, пытаются (и часто успешно) регистрировать торговые марки материнских компаний. Следует признать, что в Украине уже существует практика признания таких регистраций ТМ недействительными, а вот случаев передачи прав действительному владельцу – пока нет.

Кстати, проектом также предполагается, что, если свидетельство на ТМ будет признано недействительным, легитимный владелец ТМ, которому были причинены убытки, может получить через суд денежное взыскание в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат. Аналогичное разовое взыскание может быть определено судом и за неправомерное использование торговой марки.

10) Отрицательное влияние на защиту прав интеллектуальной собственности в Украине может оказать положение о том, что свидетельство не может быть признано недействительным по истечении 5 лет, за исключением выдачи свидетельства вследствие подачи заявки с нарушением прав третьих лиц. Да, аналогичные положения есть в законодательстве многих стран, но Украина, как мне кажется, еще к таким нормам не готова. Вспомните, сколько подается (и иногда даже регистрируется) описательных или вводящих в заблуждение торговых марок. И не всегда заинтересованные лица могут отследить регистрацию таких ТМ.

В целом рассматриваемый документ позволяет закрыть множество дыр в законодательстве о защите прав на интеллектуальную собственность. Сейчас он вынесен на общественное обсуждение. Надеюсь, что представители Минэкономразвития обратят внимание на замечания и учтут их при доработке документа. Рынок к этим изменениям уже готов.

Мария Ортинская, директор компании IPStyle, патентный поверенный Украины; профессиональный юрист, адвокат, лектор

Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмитеCtrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (2) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Мария Ортинская 19.12.15 | 11:04
Павел, если мы представляем интересы истца, то конечно же всегда работаем над доказательной базой по неиспользованию знака ответчиком. Ведь каждая сторона должна доказать обстоятельноства, на которые она ссылается. Но если обратиться к Постановлению № 12 http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v0012600-12/print1433883608341929, то на підтвердження факту використання знака власник свідоцтва має подати суду докази вчинення принаймні деяких дій з числа зазначених у частині четвертій статті 16 Закону.
Павел Хомяк (ЮК "Антарес" ®, Днепропетровск) 12.11.15 | 12:41
Прошу Автора, как патентного поверенного, ответить на такой вопрос, который немного не по сути, а именно:
При подаче иска о досрочном прекращении действия свидетельства на знак на основании ст. 18 Закона, можно ли утверждать, что если Ответчик не докажет использование знака, то подлежит ли удовлетворению иск и даже без доказательств неиспользования со стороны Истца? Спасибо!
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос