last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Список экспертов Парламентское беззаконие ad hoc

Парламентское беззаконие ad hoc

На фоне общей эйфории от возможности введения в Украине безвизового режима с ЕС как-то без внимания еврооптимистов и правозащитников остался показательный пример уничтожения украинского парламентаризма. Речь о процедуре ad hoc, к злоупотреблениям которой все чаще прибегает руководство Верховной Рады для протягивания особо важных для политиков законов.

Так произошло и 12 ноября, когда спикер ВР Владимир Гройсман девять (!) раз ставил на голосование законопроект № 3442 по проблематике дискриминации. При этом отрицательное решение парламента переголосовывалось снова и снова до тех пор, пока разными способами, под давлением Президента и ЕС, не нашлось нужных голосов большинства.

Как видно, теперь уже не те времена, когда председатель Верховной Рады вынужден был каждый раз после неудачного голосования ставить вопрос о возвращении к рассмотрению проваленного законопроекта. Законодательную процедуру извратили до неузнаваемости… 

Древний латинский термин ad hoc ("для этого случая") нашел свое отражение в Законе Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины». Это возможность для парламента принять решение об однократном отклонении (ad hoc) от процедуры, предусмотренной Регламентом ВР. К примеру, для ускорения рассмотрения неотложных вопросов или для более длительной проработки сложных законопроектов.

Тем не менее, статья 50 Закона предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда может применяться процедура ad hoc. Отклонение от Регламента ВР допускается только в отношении:

1) переноса рассмотрения законопроектов;

2) продления или сокращения сроков внесения альтернативных законопроектов, предложений и поправок к законопроектам;

3) сокращение сроков предоставления законопроектов народным депутатам и сроков рассмотрения законопроектов в комитетах.

Однако решение об однократном отклонении (ad hoc) от Регламента Верховной Рады не может применяться в отношении:

1) изменения процедуры рассмотрения законопроекта: отмена обсуждения, лишение депутатов права вносить поправки в законопроект, отмена первого или второго чтения, или их объединения;

2) изменения процедуры голосования: возвращение к рассмотрению отклоненного законопроекта на последующих заседаниях, неоднократное голосование по одному и тому же вопросу (вопреки статье 107 Закона).

Все эти нарушения имели место 12 ноября во время "повторного" рассмотрения законопроекта № 3442, который фактически был отклонен и снят с рассмотрения еще 10 ноября.

При этом статья 101 Закона прямо запрещает сокращение сроков подготовки законопроектов к первому и второму чтению более чем наполовину. Очевидно, что голосование за законопроект № 3442 в целом в день его регистрации в парламенте является прямым нарушением этого требования.

Это беззаконе спикер ВР Гройсман так прокомментировал журналистам: "Действующий Регламент является таким, что не регулирует многие вопросы, с другой стороны, – зарегулирует то, что не должно быть зарегулированным", а потому должен быть системно усовершенствован.

К чему весь этот тщательный “разбор полетов”?

А к тому, что когда общественность, правозащитники и европейские дипломаты могут закрыть глаза на системное нарушение законодательной процедуры при принятии законов (даже очень важных для страны), то недалеко то время, когда руководство государства таким же образом легитимизирует любые коррупционные или диктаторские законы.

Ведь с таким энтузиазмом можно пойти еще дальше в нарушениях Регламента ВР. К примеру, не считать отклоненными законопроекты до тех пор, пока за них не найдется большинства голосов депутатов, а потому рассматривать их месяцами и годами до нужного решения. Еще можно возвращаться к пересмотру тех законов, которые уже отклонены или вступили в силу, и таким образом переголосовывать их, не регистрируя новый законопроект с поправками. Для злоупотреблений нет ограничений, пока их легитимизирует общество...

Поэтому возникает вопрос: чем нынешние злоупотребления процедурой ad hoc в Верховной Раде лучше действа по принятию "диктаторских законов 16 января", когда приспешники Януковича голосовали поднятием рук, тоже не слишком вчитываясь в Регламент?

Максим Васин, юрист, правозащитник,

исполнительный директор Института религиозной свободы

Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмитеCtrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (7) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Аноним 29.11.15 | 13:32
Хорошая статья. Очень много драматического беззакония с далеко идущими последствиями было сделано под лозунгом "цель оправдывает средства". Толи еще будет...
Максим Васин 20.11.15 | 16:59
Виктор, да, такая практика и при януковиче была, когда за 50 секунд приняли законопроект № 10221 с изменениями сразу в 36 законов. Без обсуждения. К сожалению, такое часто происходит и сейчас.
Виктор 18.11.15 | 18:35
Странно коллега, что Вы только этот законопроект отметили. Здаётся мне, что новые-старые парламентские приспособленцы, они же "живущие по-новому", вот уже два года создают возможность для будущих поколений парламентских приспособленцев, да простит меня Аллах за тавтологию, отменить любой принятый в 2013-15гг. закон, настроив или подстроив - как Вашей душе будет угодно, правовое поле под новые жизненные условия;) Вдруг Витю вернут или что-то похожее произойдёт, так закон через КСУ отменят!
ТТ 17.11.15 | 15:22
ukrtan, а навіщо його оскаржувати?
ukrtan 17.11.15 | 13:20
я би із задоволенням долучилася до групи, я готова оскаржити цей закон в адмін суді.
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос