last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Список экспертов Закон о роялти: о сложном - просто; в неизвестность - с оптимизмом

Закон о роялти: о сложном - просто; в неизвестность - с оптимизмом

22 июля 2018 года вступил в силу долгожданный и многострадальный закон, регулирующий порядок коллективного управления имущественными правами на объекты авторского права и(или) смежных прав. 

Долгожданным закон прежде всего является потому, что его принятие является одним из условий исключения Украины из так называемого «списка 301»: списка стран с уровнем пиратства высоким до степени, создающей существенные торговые барьеры для американских компаний. Времена, когда флибустьеры были окружены некоторой аурой романтизма канули в Лету и пребывание Украины в списке пиратских (в современном значении этого слова) юрисдикций конечно же является унизительным для страны, исповедующей верховенство права и демократические ценности.

Многострадальность закона обусловлена с одной стороны давлением международного сообщества (прежде всего США), которое требовало его принять в максимально сжатые сроки, а с другой стороны - наличием рассогласованных интересов разных категорий участников рынка, что вылилось в 5 (Карл!) различных законопроектов, каждый отстаивающий интересы своей группы участников рынка. Как мы видим сегодня, базовым стал законопроект № 7466, предложенный Министерством экономического развития и торговли Украины.

Ниже обозначим основные новеллы, которые таит в себе закон с многообещающим, но довольно длинным названием «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав» (далее - Закон).

Начнем с самого названия Закона, в котором интригует наличие понятия «эффективный». Стремление законодателя не просто урегулировать правоотношения в данной сфере, а обеспечить рынок эффективным механизмом коллективного управления авторскими правами нельзя обойти аплодисментами. Хочется также надеяться, что законодатель будет готов оперативно корректировать нормы, оказавшиеся не столь эффективными, как это заложено в предложенной концепции коллективного управления правами.

Закон определяет коллективное управление правами как деятельность по сбору, распределению и выплате правообладателям дохода от принадлежащих им прав, которая осуществляется в интересах более чем одного правообладателя.

Деятельность «старых» ОКУ в части осуществления расширенного и обязательного коллективного (а это львиная доля сборов!) управления станет невозможна с даты оглашения окончания приема заявлений на участие в конкурсе на аккредитацию в соответствующей сфере (в остальной части – 22.04.2019).

Ужесточилось требование к специальным субъектам, осуществляющим управление правами на коллективной основе - организациями коллективного управления (ОКУ), а именно:
- быть учрежденными исключительно правообладателями;
- быть неприбыльными общественными объединениями со статусом юридического лица, зарегистрированными в установленном законом порядке;
- вид деятельности исключительно направлен на коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и смежных прав;
- устав и внутренние документы должны соответствовать в том числе и специальному законодательству;
- наличие в штате как минимум 1 сотрудника с 2-х годичным опытом работы в сфере авторского права или смежных прав;
- наличие письменных заявлений от правообладателей о готовности передать в управление права;
- наличие поточного банковского счета;
- наличие веб-сайта с информацией в соответствии с требованиями Закона.

Закон разделяет деятельность по коллективному управлению правами на три категории: добровольное, расширенное и обязательное. Добровольное управление правами осуществляется организациями коллективного управления (ОКУ), зарегистрированными в установленном законом порядке исключительно в отношении тех прав, которые находятся в их каталоге.

Расширенное управление предусматривает право аккредитованной ОКУ на управление определенными установленными законом категориями прав вне зависимости от их наличия в каталоге ОКУ, при условии, что данные права не были прямо изъяты (отозваны) правообладателем из управления такой ОКУ.

При обязательном управлении правами аккредитованная на такое управление ОКУ осуществляет управление определенными законом категориями прав. При этом, изъятие (отзыв) таких прав правообладателем не предусматривается.

Расширенное и обязательное управление правами отнесено законом к компетенции специально аккредитованных ОКУ. При этом установлено, что по каждому виду деятельности, отнесенному к категории расширенного управления правами, может быт аккредитована только одна ОКУ.

Исключением из этого правила являются случаи, когда существует конфликт интересов между основной категорией правообладателей, интересы которых представляет такая ОКУ, и другими категориями правообладателей в пользу которых собираются отчисления по конкретному виду деятельности в сфере расширенного управления правами. Если такой конфликт существует - то может быть аккредитована дополнительная ОКУ, которая и будет представлять интересы других групп правообладателей в данной сфере управления правами. Представляется, что такое исключение может быть потенциально широко использовано для обхода закрепленного Законом принципа: одна ОКУ на один вид деятельности.

Сбор средств осуществляется ОКУ путем заключения с пользователями объектов авторского права и смежных прав соответствующих договоров на использование таких объектов или взыскания надлежащих в пользу правообладателей выплат в судебном порядке.

Для целей учета собранных средств, их распределения между правообладателями и выплаты правообладателям причитающихся им отчислений (роялти) ОКУ обязаны вести (1) реестр правообладателей, и (2) реестр находящихся в их управлении объектов авторского права и смежных прав.

Собранные средства ОКУ распределяют между правообладателями пропорционально фактическим объемам использования соответствующего объекта авторских или смежных прав и выплачивают правообладателям не реже, чем один раз в году. При этом, административные расходы одной ОКУ на сбор отчислений не могут превышать 20% от собранной суммы.

Если ОКУ не смогла установить правообладателя того или иного объекта, в отношении которого были распределены средства, такие средства ОКУ не может использовать для собственных целей и обязана их направлять на развитие украинской культуры.

Оценки участников рынка, предложенной Законом концепции коллективного управления правами разделяются.

Например, некоторые участники рынка считают, что новые требования к ОКУ не дают возможности объективно установить, соответствует ли организация критериям для аккредитации или нет.

Также существует мнение, что механизм добровольного порядка установления тарифов путем переговоров между ОКУ и профильными организациями пользователей не будет работать. Такие опасения основываются на том, что пользователи будут заинтересованы осуществлять выплаты не исходя из рыночной стоимости использования тех или иных объектов, а на основании более низких тарифов, установленных Кабинетом министров Украины.

Некоторых специалистов беспокоит неточность содержащихся в Законе юридических конструкций. Например, при прохождении процедуры аккредитации, согласно Закону, ОКУ должны иметь договоры на управление правами с существенным количеством правообладателей. При этом, критерии оценки такой существенности в Законе отсутствуют, что, по их мнению, может приводить к злоупотреблениям в процедуре аккредитации ОКУ в тех или иных сферах деятельности.

Иных смущает требование направлять собранные средства, которые не могут быть выплачены по причине невозможности идентификации правообладателя, на «развитие украинской культуры». По их мнению, такие отчисления — это деньги заведомо ушедшие «в никуда». Очевидно, такие опасения строятся на сформировавшемся за два десятилетия общем недоверии правообладателей к существующим ОКУ.

Представителей ОКУ также беспокоит реализация некоторых переходных положений Закона, регулирующих механизм перерегистрации ОКУ и их аккредитации для целей расширенного и обязательного управления правами. По их мнению, некорректные ссылки на нормы Закона в некоторых статьях переходных положений могут поставить под сомнение легитимность процесса перерегистрации и аккредитации новых ОКУ.

Вне всяких сомнений, дальнейшее применение Закона вскроет и другие пробелы, которые необходимо будет заполнять на законодательном уровне. Главное - чтобы на это была воля рынка и законодателя. Если такая воля будет - то через несколько итераций законодательной процедуры (желательно, не больше 1 - 2) Украина имеет все шансы получить эффективную и инновационную модель коллективного управления правами и наш рынок отчислений из старого, ржавого трехколесного детского велосипедика вполне может трансформироваться в сверкающую стеклом и металлом современную машину по стимулированию творчества и создания нашими авторами современного контента, конкурентоспособного на международном рынке. А тому, что мы, украинцы, - творческий и талантливый народ - подтверждений масса.

Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмитеCtrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (3) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Мирослав Бойчук 07.08.18 | 16:43
Онолитега
черкашин и партнери 07.08.18 | 12:56
а мне нравится .... Критикам :Учитесь у А.П.Чехова .
іі 07.08.18 | 09:55
хороший пересказ прочитавшего закон, особенно для такого крупного деятеля)). Глубокий анализ, вскрыты основные проблемы и недостатки, приведены сравнения с нормами права в смежных отраслях и проблемы решения))
Вопрос. Зачем детские статьи, прочитал - перескажи -выдавать за глубокий анализ ????
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос