last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Персоны Сергей Козьяков: «Мы готовим агрессивное развитие двух практик»

Сергей Козьяков: «Мы готовим агрессивное развитие двух практик»

11:25 18.11.11
В августе 2008 года на рынке юридических услуг Украины произошло громкое слияние двух юрфирм «Волков и Партнеры» и «Сергей Козьяков и Партнеры». Уже через два года, в 2010-том, эти две фирмы «разошлись» и продолжили работать порознь. Редакция «ЮрЛиги» поинтересовалась у управляющего партнера ЮФ «Сергей Козьяков и Партнеры» Сергея Козякова как сегодня работается его фирме, и какие планы он строит на будущее.
Персоны

Украинские ВУЗы сегодня выпускают огромное количество юристов. Но юридическим фирмам не так просто найти действительно квалифицированные кадры. Сергей, Вы как опытный преподаватель можете дать ответ, в чем причина этой проблемы и как ее решить?

- Спасибо за то, что Вы начали беседу именно с этого вопроса. Последние два месяца я очень много времени трачу на изучение новейшего опыта преподавания в известнейших юридических школах мира. Сравниваю с нашим опытом. Благо, вся информация для этого есть в сети Интернет.

На днях получил исследование «Состояние юридического образования и науки в Украине (результаты исследования)», осуществленное Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» совместно с ОБСЕ в 2009-2010 годах. Исследование показало просто сюрреалистическое состояние юридического образования в Украине. Только несколько фактов.

Лицензированный объем для подготовки юристов в почти 300 университетах Украины составляет 74 254 чел. Из них в классических университетах готовится 13972, ВУЗах юридического направления - 15560, ВУЗах правоохранительной деятельности - 28315 и в непрофильных ВУЗах -16407!

То есть, государственная политика состоит в том, что 38% юристов выпускается в «милицейских» и аналогичных ВУЗах. А в непрофильных специализированных ВУЗах готовится юристов больше, чем в классических университетах и в «юридических школах»! Юристов имеют право готовить, например, такие ВУЗЫ как Киевская государственная академия водного спорта имени Петра Конашевича-Сагайдачного, Измаильский институт водного транспорта, Киевский национальный университет культуры и искусств. Зачем это им? В то же время в Польше насчитывается всего 25 ВУЗов, выпускающих юристов, в Германии - 42, Великобритании - 97. Одновременно в рейтинг высших юридических школ Украины «Компас-2010» было включено 90 учебных заведений и только 7 из них получили от выпускников, работодателей и экспертов более 10 баллов по 100-бальной системе.

Такая же удивительная ситуация с количеством защищенных диссертаций в области юридических наук. Если в 1992 году было защищено 5 кандидатских диссертаций, в 2002 - 255, то уже в 2009 - 459! Соответственно докторских диссертаций в 1991 году было защищено одну, а в 2009 г. - 35! Всего кандидатских диссертаций за 20 независимости было защищено 3788. Рекордсмен по защищенным диссертациям - Национальная академия внутренних дел Украины - 745.

Такая статистика объясняет и проблему качества образования. Есть еще несколько причин возникновения этой проблемы. Первая состоит в том, что основной целью гуманитарного образования в Украине является заучивание определенного количества информации. Для юридического образования - это означает выучить кодекс, закон, конвенцию и т.д. также прочитать определенно количество учебников. Затем все это рассказать на семинарском занятии и также ответить на экзамене.

Европейское же юридическое образование (не говоря уже об американском) делает упор на принцип «компетентности», содержанием которого являются навыки, то есть: что именно студент УМЕЕТ. Как он умеет писать проекты текстов контрактов, судебных и других документов, как он умеет выступать в дебатах, как ведет переговоры и т.д.

Второй причиной является многолетняя зарегулированность учебного процесса со стороны Минобразования. Простой пример. На первом курсе во всех вузах студенты зачем-то еще раз изучают предмет «История Украины». При всем уважении к предмету это означает, что либо в школе его недостаточно учили в течение многих лет, либо это какая-то другая «История Украины». И таких предметов где-то 30-процентов.

В зарубежных же юридических школах, во-первых, читаются, как правило, только предметы юридического профиля. Во-вторых, если и читается неюридический предмет, то он готовится именно для юристов. Например: «Экономика и право», «Статистика и право» и т.д. В американских юридических школах встречаются даже такие предметы, как «Адвокатура в кино» и «Адвокатура в литературе». Как правило, только на первом курсе студенты изучают обязательный цикл предметов. Дальше они имеют право выбирать из огромного количества предлагаемых предметов.

У нас на фирме сейчас проходит эксперимент. Мы уже год работаем без сайта. И пока с выполнением бюджета справляемся полностью. Но, все-таки планируем его открыть в ближайшие две-три недели.

Каким образом сегодня можно повысить уровень юридического образования в Украине?

- Университеты должны отказаться от огромного количества навязываемых Минвузом непрофильных предметов, оставив лишь те, которые действительно необходимы для профессии. Также нужно перейти от преподавания предмета в лекционно-семинарской манере к повороту в сторону практических занятий с упором на написание письменных работ. Все способы преподавания в европейских и американских юридических школах давно известны в Украине. На мой взгляд, необходимо все-таки довести до конца реформу высшего юридического образования, проект которой был подготовлен с участием, кстати, Минвуза года три назад. Я принимал участие в работе комиссии по разработке предыдущего проекта концепции реформы высшего юридического образования. Очень интересно было увидеть, кто в оппозиции. Это были представители ВУЗов, находящихся в подчинении Министерства внутренних дел, и, как ни странно, некоторых влиятельных юридических школ из списка очень известных. Вот они и хотели, чтобы все осталось, как есть.

Как Вы относитесь к социальной ответственности юридических фирм?

- Если имеется ввиду социальная ответственность юридических фирм в отношении персонала, то она состоит в том, чтобы вовремя выполнять обязательства по выплате зарплаты и прозрачно презентовать персоналу планы по развитию фирмы и персональному развитию членов трудового коллектива.

Вы один из первых, кто начал прибегать к рекламированию юридических услуг. Поменялось ли ваше сегодняшнее отношение к данному явлению. Юридическим фирмам нужна реклама?

- Действительно, еще в Юридической фирме «Проксен», которую мы учредили вместе с Александром Викторовичем Задорожним, Вадимом Эдуардовичем Беляневичем и рядом других юристов и экономистов, мы, возможно, первыми среди юридических фирм применили агрессивную и массированную рекламу. Это были установки биг-бордов, ролики на телевидении и радио, сюжеты в газетах и просто раздача рекламных проспектов на улицах. Мы, возможно, первыми применили такой ход, как организация семинаров по актуальным юридическим темам для клиентов. Это были семинары по приватизации и экзотической тогда внешнеэкономической деятельности. Многие тогдашние способы заявить о себе сейчас вызывают улыбку. Но тогда нам казалось, что именно так надо делать.

Сейчас другие времена. Сейчас, например, действуют Правила адвокатской этики, которые содержат исчерпывающий перечень способов рекламы, которые могут себе позволить адвокаты. В этом перечне нет, например, возможности размещать рекламу на биг-бордах, как не разрешены и объявления на столбах. Тем не менее, многие себе это позволяют. Недавно по внутренней почте коллега мне переслала фото, снятое около одного из киевских судов. Молодой человек держит прикрепленный к палочке плакат, обещающий, что некая юридическая фирма выигрывает «во всех судах». А ведь это прямое нарушение не только Правил адвокатской этики, но и антимонопольного законодательства.

Не буду останавливаться подробно на моем отношении к новым способам рекламы, Это разговор на несколько часов. У нас на фирме сейчас проходит эксперимент. Мы уже год работаем без сайта. И пока с выполнением бюджета справляемся полностью. Но, все-таки планируем его открыть в ближайшие две-три недели.

Вы стояли у истоков юридического бизнеса Украины. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка юридических услуг страны? Какие тенденции существуют? Чего стоит ожидать в ближайшее время от рынка юридических услуг в Украине?

- Рынок очень нестабилен. После двух лет «стабильно плохо» в экономике гнетуще «нестабильно плохо» стало в большой политике. На ежегодном юридическом форуме прошлой зимой я представил свою точку зрения ни состояние юридического бизнеса в привязке к тому, что происходит в стране. В частности, в моем выступлении прозвучало следующее:

«Живущие со своим народом юридические фирмы в 2010 году по-прежнему решали проблемы модификации инструментов управления юридической фирмой в условиях не закончившегося экономического кризиса.

Однако, с точки зрения стабильности политической, ситуация во второй половине 2010 и начале 2011 года резко изменилась. В стране сформировался жесткий политический режим, целью которого является максимальная концентрация власти у правящей коалиции. Во многом это удалось. Парламент голосует за все необходимые принципиальные законопроекты. Правительство реализует политические установки Президента. Законодательная власть поглощена исполнительной, судебная же власть реально подчинена власти исполнительной и… частично законодательной. Если считать «оранжевую революцию» победой миллионеров над миллиардерами, то ситуация нынешняя - это контрреволюционный реванш миллиардеров против миллионеров с достижением качественно нового политического результата. Результата гораздо лучшего для них, чем был до «оранжевой революции». Политический реванш для этой группы был только первым этапом, за которым должен был последовать реванш экономический.

Перечень государственных центров влияния после «оранжевой революции» (2005-2010) и после последних президентских выборов(2010-2011) можно изобразить примерно следующим образом:

2005-2010

1.Президент В.Ющенко

2.Премьер-министр Ю.Тимошенко

3.Лидер оппозиции В.Янукович

4.Председатель Верховного Совета Украины В.Литвин

В рамках этих основных и примерно равных центров влияния наблюдались второстепенные центры влияния.

Во второй половине указанного промежутка времени возник пятый центр влияния Председателя Верховного Суда Украины В.Онопенко.

2010-2011

Президент В.Янукович

Под этим центром влияния находятся остальные провластные центры влияния, которые облают гораздо меньшей свободой принятий решений и вынужденные действовать с оглядкой вверх.

Благоприятная геополитическая ситуация вокруг Украины дала возможность новой государственной власти для разработки и принятия важных политических и государственных решений, принимаемых для экономического реванша.

2011-й может оказаться поразительно позитивным годом для будущего Украины. Активное проталкивание административной, судебной, налоговой, пенсионной реформ еще больше вскрыло противоречия, зревшие все эти годы. Сегодня стало очевидно, что основные противоречия сконцентрированы между коррупционной моделью государственности и требованиями либерального экономического развития. Экономика и общество хотят освободиться от спрута бюрократии, налогового пресса, административной зарегулированности, но государство эту свободу не дает. В результате тлеет конфликт между моделью государственности и реальной жизнью людей, которые ежедневно сталкиваются с дряхлой, коррупционной, подавляющей любые экономические и политические свободы государственной машиной (Карасев В.”Point of No Return”.//Зеркало недели Украина, №6, 18 февраля 2011).

Каким образом эти решения влияют на развитие права и юридическую практику? Загнать юристов вместе со всем средним классом в стойло.

Первым крупным примером, влияющим на юридическую практику, стало принятие Налогового кодекса - документа, оказывающего непосредственное влияние на условия осуществления профессиональной деятельности юристов. Не вмешиваясь в компетенцию юристов-налоговиков, посмеем согласиться с мнением, что одной из целей Кодекса было сужение рамок экономической свободы для среднего класса, представителями которого являются десятки тысяч бизнес-консультантов. К таким профессионалам относятся юристы, аудиторы и другие специалисты, обслуживающие бизнес.

За последние годы и, особенно во время кризиса, группа миллиардеров смогла подготовить самостоятельно или купить на рынке блестящую плеяду талантливых юристов, работающих как наемная рабочая сила корпоративными юристами по уже весьма широкому спектру. Эти юристы стоят дорого, но общие затраты на их содержание меньше, чем были бы затраты на тот же объем юридических услуг, оказываемых внешними юристам. В этой ситуации значение украинских юристов и других консультантов для олигархических группировок страны неуклонно падает. Воспользовавшись этим, авторы проекта Налогового кодекса внесли в него норму, при котором услуги этой группы предпринимателей НДС не облагаются. Парадокс состоит в том, что практически сразу в новом налоговом году вдруг стало понятно, что объем рынка этих услуг в денежном выражении такой, что исчезновение НДС в этом сегменте экономики вдруг ощутимо сказалось на наполнении бюджета. В связи с этим появились предложения внести изменения в Кодекс и снова предложить облагать НДС наши услуги. Можно, конечно, говорить, что авторы могли бы и раньше это заменить. Могли бы, если бы единственной целью Кодекса было введение правил одинаково удобных для всех. Не сложилось.

Другой проблемой, усложняющей жизнь самозанятых юристов являющихся индивидуальными предпринимателями на едином налоге, стала еще одна находка авторов Налогового кодекса о том, что затраты клиентов, понесенные в связи с приобретением услуг у таких предпринимателей, не включаются в состав затрат. Это ведет к потере интереса предприятий, пользующихся услугами внешних юристов, обращаться к ним за помощью. Также это ведет к объективному интересу предпринимателей принимать юристов на работу в штат. То есть, рамки легального юридического бизнеса объективно сужаются. Юристы снова загоняются в тень, как это было до 1998 года, когда законодательно был введен единый налог и упрощенная система налогообложения…».

Со времени выступления в прошлом феврале в стране и в мире произошло много событий. За этот год появились и новые тенденции, имеющие значение для юридического бизнеса. В частности, завершились переговоры по Зоне свободной торговли с ЕЭС, подписано Соглашения о ЗСТ в рамках СНГ, предстоит вступление России в ВТО. Все это предоставляет новые возможности для бурного развития практики «права международной торговли». Общеполитические тенденции привели к энергичному росту интереса многих клиентов к советам специалистов в области уголовного права и процесса. Обратите внимание на количество департаментов по уголовным делам, открытых, в том числе, и большими юридическими фирмами, которые никогда ранее этим не занимались.

Тем не менее, в том, что касается нашей фирмы, я со сдержанным удовольствием могу сказать, что те практики, которые мы взяли за основу развития год назад, вполне успешны.

Университеты должны отказаться от огромного количества навязываемых Минвузом непрофильных предметов, оставив лишь те, которые действительно необходимы для профессии.

Сколько сегодня партнеров у вас работает?

- Кроме меня партнерами являются Николай Подпалов (знакомы с 1978 года, вместе работаем двадцать лет), Наталья Исаханова (моя дипломница, на фирме с 1994 года) и Андрей Карнаухов (вместе работаем три года).

Как ваша фирма находит клиентов? Где их искать?

- Последние двенадцать месяцев мы работаем, в основном, по рекомендации. В двух практиках, названия которых я не хотел бы озвучивать, мы ведем более активную маркетинговую политику.

Какие практики вашей фирмы сегодня являются наиболее результативными?

- В процентом соотношении за последние 9 месяцев практики выглядят так:

корпоративная

судебная

конкурентного права

право международной торговли

изменения климата

недвижимости

Впервые за последние три года на первом месте оказалась корпоративная практика. И это нас радует, так как это означает, что мы осуществляем работу, которую делали до кризиса. Хотя, это, конечно, не совсем «докризисная» работа. Меня лично очень радует, что вполне весомый процент заняла новейшая практика «изменения климата». Это интересная и новая для нашей страны работа для юристов, хотя в Европе наши коллеги работают с этим уже лет двадцать.

Также очень стабильной (и уже в течение пяти последних лет) получилась практика, связанная с международной торговлей. Кстати, многие считают, что практика международной торговли (international trade) это в основном антидемпинговые и специальные расследования. Мы же здесь насчитываем примерно 40-50 направлений. В развитие именно этой последней практики мы сейчас вкладываем колоссальные интеллектуальные усилия.

Кто является вашими клиентами? На кого вы ориентированы?

- Уже много лет мы стараемся удерживать паритет 50 на 50 между украинскими и иностранными клиентами. Среди них есть и компании, состоящие в списке «Форбс», и граждане.

Какие ваши планы на ближайшее будущее?

- Мы готовим агрессивное развитие двух практик. Для этого разработан интересный и долгосрочный проект с участием Института международных отношений, где я преподаю. Мы не собираемся в этих проектах работать в одиночку. Просто не справимся с гигантскими объемами. Но об этом мы расскажем примерно через месяц.

Беседу вела Кристина Венгриняк, выпускающий редактор ТН "Правовой консалтинг" компании "ЛІГА:ЗАКОН"

Кристина Венгриняк
Написать автору
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (7) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Ирина Кононова 22.11.11 | 18:41
Но Украине, повторюсь, это пока не грозит :)

Я желаю удачного рестарта вебсайта фирмы, с удовольствием посмотрю его cама, и, я уверена, ко мне присоединятся многочисленные читатели Вашего интервью на Ligazakon!
Ирина Кононова 22.11.11 | 18:38
До нас эта тенденция не дошла (или мне об этом не известно), но за рубежом эксперты уже начинают обсуждение необходимости глубокого внедрения фирм в виртуал, поскольку некоторые из них могут косвенно обманывать и потребителя, и себя. "Обман" прост: проведя серьезную компанию по раскрутке, фирма кажется крупной и "завоевывает" такое кол-во клиентов, которое не в состоянии обслужить ввиду размера/юного возраста, в рез-те клиенты теряют время/деньги, а фирмы - репутацию, несмотря на отличный PR.
Ирина Кононова 22.11.11 | 18:29
Уважаеиый Сергей!

Во-первых, большое спасибо за то, что нашли время на такой детальный и обстоятельный ответ!

Во-вторых, я с Вами согласна относительно необходимости наличия грамотных сайта, а также использования его как имиджевого инструмента, однако, несмотря на жизнь в 21 веке, фирмам, осуществляющим свою деятельность в сфере услуг, необходимо уже начинать придерживаться баланса реальность/виртуальность, потому что многие из них всерьез ушли в виртуал.
Сергей Козьяков 22.11.11 | 14:26
И последнее: знаете ли Вы, что самые богатые фирмы Украины никогда сайта не имели, да и не собираются этого делать вовсе? К таким фирмам относятся следующие:(1) Соучастники распила бюджета (Посмотрите на ютубе ролик "Мы пилим бюджет", Вам понравится); (2)фирмы, зарабатывающие деньги исключительно на админресурсе; (3) фирмы, сочетающие первое и второе)))
Спасибо за внимание к моему интервью. Не думал, что оно заинтересует представителя Вашей профессии, Ирина))Включим сай - покритикуйте))
Сергей Козьяков 22.11.11 | 14:22
А вот для целей маркетинга - сайт инструмент третьестепенный. То есть, исключительно редко клиент приходит на фирму только на основании того, что он прочел информацию на сайте. А вот как дополнительный инструмент в связке с более активными маркетинговыми ходами, сайт является весьма полезным инструментом. А решили все-таки открыть сайт и решили потому, что живем в 21 веке)))
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос