last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Персоны Алексей Дидковский: «Рынок все отрегулирует и расставит на свои места»

Алексей Дидковский: «Рынок все отрегулирует и расставит на свои места»

11:35 14.02.12
Управляющий партнер юридической фирмы «Астерс» Алексей Дидковский в эксклюзивном интервью ЮРЛИГЕ рассказал о своих ожиданиях от 2012 года и о текущем состоянии дел на рынке юридических услуг.
Персоны

Алексей, новый год обычно приносит с собой новые ожидания для бизнеса. Чего ждут в «Астерс» от 2012-го года?

- На мой взгляд, стоит ожидать больших перемен, как в бизнесе, так и в стране в целом. Переформатирование всего рынка - вот что, наверно, самое реальное в этом году. То, что не произошло во время первой волны кризиса последних лет, точно и неизбежно произойдет сейчас. Мы в «Астерс» хотим быть во всеоружии, а это означает ни в коем случае не расслабляться ни на секунду, продолжать укреплять нашу команду и практики, как существующие, так и новые, что самое главное.

Какие основные тенденции сегодня Вы видите на рынке юридических услуг страны?

- Главная тенденция этого года плавно «перекочевала» с 2011-го - это постоянный рост и даже обострение конкуренции. Причем не только между юридическими фирмами, что, по сути, естественно, но и конкуренция с аудиторскими фирмами, которые также стараются предоставлять юридические услуги. А процент аудиторских компаний, которые в список предоставляемых услуг включают юридические, стремительно растет.

Еще одна отличительная особенность рынка этого года - доминирование фиксированной или ограниченной по сумме платы за юридическую работу. Клиенты становятся более требовательными относительно финансовых предложений, а юристы, ради победы в отборе, готовы на очень существенные уступки. Также, мы отмечаем заметный рост так называемого «профессионального универсализма» частных юристов и юридических фирм в целом, так как клиент все больше ожидает от юриста комплексного совета, а не узкоспециализированной консультации касательно только одного вопроса или группы вопросов из одной практики.

«Главная тенденция этого года плавно «перекочевала» с 2011-го - это постоянный рост и даже обострение конкуренции. Причем не только между юридическими фирмами, что, по сути, естественно, но и конкуренция с аудиторскими фирмами»

Вы являетесь управляющим партнером «Астерс». Сколько времени Вам удается выделить на практику помимо управленческих функций?

- Думаю, мне довольно успешно удается сочетать клиентскую и управленческую функции. Конечно, можно было бы 100% времени отдавать клиентской работе, но поскольку есть еще административные функции, приходится «жертвовать» некоторыми проектами, передавая их в другие группы. С другой стороны, такая комбинаторика дает возможность четко видеть, чем живут практикующие юристы, с какими трудностями им приходится ежедневно сталкиваться. Этого я не смог бы делать, если бы выполнял только административную работу. Из-за этого у нас наверняка возникал бы конфликт интересов, потому что перед управляющим и практикующим партнером зачастую стоят разные задачи. К счастью, у нас этого не происходит. В любом случае, не хочу полностью выполнять только административные функции, потому что мне нравится заниматься юриспруденцией, я получаю от этого удовольствие.

Сегодня многие юрфирмы говорят, что работают в основном над небольшими проектами и жалуются на нехватку больших проектов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Склонен согласиться. Сказываются макроэкономические факторы, которые вне нашего контроля. С другой стороны, прошли те времена, когда большой проект обязательно результировал в большие заработки юристов. На средних или даже относительно маленьких проектах, во-первых, сейчас можно заработать ничуть не хуже, чем на больших, а, во-вторых, они зачастую более интересны, чем отдельные глобальные.

Многие говорят о кризисе. Вы как-то готовитесь к тому, что могут наступить неблагоприятные времена для бизнеса?

- Диверсификация - вот что главное. Дел должно быть много и они должны быть разными. Если юридическая фирма будет руководствоваться этим правилом, то шансы оказаться в сложной ситуации минимальны. Сегодня нужна одна услуга, завтра - другая. Необходимо уметь делать на отлично и то и другое. Надо быть заранее готовым предоставить клиенту нужную услугу, а не учиться, когда определенная услуга вдруг стала крайне востребованной.

Управляющий партнер «Астерс»

Алексей Дидковский

И еще: не бывает «плохих» клиентов. Они просто могут быть еще не готовы к вам обратиться. Тогда нужно ждать своего времени, либо образовать клиента путем выведения его на тот уровень потребности, который вам необходим. Приведу один пример. У меня есть клиент, который появился довольно случайно и по всем формальным характеристикам явно не попадал в категорию перспективных. Было желание с ним попрощаться, но все как-то не «поднималась рука». Сейчас это один из самых прибыльных клиентов, хотя, не скрою, в этом большая доля случайности. Как видим, выигрывает терпеливый.

Некоторые юристы жалуются на демпинг на ринке юридических услуг. Речь идет о том, что многие в борьбе за клиента сильно понижают цены и таким образом формируется определенная ценовая политика на рынке. Ваша юрфирма почувствовала влияние демпинга?

- Безусловно, демпинг имеет место быть. Но это явление существовало практически всегда. Во все времена в силу разных причин те или иные фирмы демпинговали, поэтому я бы не назвал это текущим трендом. Демпингуют молодые юрфирмы, демпингуют завсегдатаи, когда хотят вывести на новый уровень или подтянуть существующую практику. Не стоит обращать на это внимание. Рынок все отрегулирует и расставит на свои места. Например, там где юные, не жди высокого качества. Клиенты это, к сожалению, понимают или узнают, когда случается сбой, и возвращаются туда, где подороже, но выше качество. Демпинг же солидных фирм не может длиться долго. Это лишь временная мера. Так что рынок и клиента не обманешь.

«Думаю, мне довольно успешно удается сочетать клиентскую и управленческую функции. Конечно, можно было бы 100% времени отдавать клиентской работе, но поскольку есть еще административные функции, приходится «жертвовать» некоторыми проектами, передавая их в другие группы»

По каким критериям, по Вашему мнению, клиент должен выбирать себе юридического советника?

- Думаю, главный критерий - это насколько клиенту комфортно с юрфирмой. Конечно, важны рекомендации, но все же главное, складывается ли при первичном общении человеческая «химия».

Многие говорят о возросшей конкуренции на рынке юруслуг. Какие Ваши основные инструменты в борьбе за клиента? Как Вы получаете клиента?

- Тут универсального рецепта нет. Все способы хороши, но главное - это передовое качество услуг и осведомленность широкой клиентской аудитории об исключительном качестве услуг фирмы (тут важен симбиоз усилий и партнеров, и маркетинга). Что мы не приемлем априори и осуждаем - так это «топить» конкурентов с целью любым способом заполучить клиента.

Как Вы решаете споры, которые возникают по оплате счетов клиентами?

- В основном, переговорным процессом. У нас в штате есть коллекшн специалист, который ведет эту работу на ежедневной основе. В исключительно наглых случаях - идем в суд, но очень не любим этого делать.

Какая на рынке ситуация со ставками юристов?

- Вы знаете, стабильная. Разные эшелоны юрфирм оперируют примерно однообразными ставками. Я бы сказал, что тут все спокойно.

На сегодня Вы считаете, что достигли всех своих профессиональных целей в жизни?

- Никак не могу так считать, иначе нужно было бы уходить из этого бизнеса. Пару целевых наработок еще имею.

Как Вы относитесь к решению некоторых Ваших коллег уйти в общественно-политическую деятельность?

- Замечательно, что есть свобода выбора, и они ею воспользовались. С точки зрения нашего цеха, конечно, жалко, что потеряли некоторых гигантов мысли.

Если бы Вам сделали предложение работать в политике или уйти на госслужбу, Вы бы согласились?

- Со временем да. Для того чтобы реализовать некоторые цели, которые еще в работе. А уйти служить людям более широкого круга, чем клиентский, было бы здорово.

Беседовала Кристина Венгриняк, выпускающий редактор портала ЮРЛИГА, компания «ЛІГА:ЗАКОН»

Кристина Венгриняк
Написать автору
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (11) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Друзья из Лондона 27.08.12 | 16:40
Алешенька не надорвись !!!
клиент 27.04.12 | 17:47
Татьяне ВЫ правы
Татьяна 27.04.12 | 10:54
Что сказать, интервью заказное, положительные коменты тоже, Алексей Дидковский достаточно слабый юрист еще слабее как человек, а о моральности его можно вообще промолчать, а как аморальные люди могут быть юристами?
Клиент 29.02.12 | 12:04
Для Александра.

В этом весь г-н Дидковский А.В., красиво говорит , а дальше ...............
Александр 27.02.12 | 16:35
Прочитал несколько раз это интервью. Ни чего толкового, конкретизирующего.
Статья носит отсылочный характер.
Что конкуренция, ставки фиксированные. С юр фирмой должно быть комфортно. Хотелось бы что то большее.

Ни чего поучительного я для себя не нашел.
Если заменить Дидьковский на Иванов наверно ни чего бы не поменялось.
Хотелось бы больше конкретики, действительно что то нужное, которое открывает какой то занавес.
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос