last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Правовые известия Документ недели: постановление о внесении изменений в Порядок торговли ТС

Документ недели: постановление о внесении изменений в Порядок торговли ТС

10:15 24.04.13
Что собой представляет измененная процедура осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами? ЮРЛИГА попытается найти ответ на этот вопрос в рамках еженедельной рубрики «Документ недели».
Правовые известия

13 апреля 2013 г. вступило в силу постановление Кабмина от 03.04.2013 г. № 243, которым внесены изменения в Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составляющими частями, имеющими идентификационные номера (с подробностями можно ознакомиться в новостях ЮРЛИГИ «Кабмин изменил порядок купли-продажи транспортных средств» и «В Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами внесены изменения»).

В частности, документ предусматривает ряд существенных новелл относительно особенностей оборота транспортных средств (далее - ТС), среди которых:

1) возможность оформления договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции и продажи ТС без перерегистрации в случае, если они получены в наследство;

2) отмена требования о необходимости снятия ТС с учета для их последующей продажи через торговые организации;

3) внедрение электронного реестра учета поступления, продажи и передачи ТС и их составляющих частей, имеющих идентификационные номера;

4) бланки справок-счетов, акты приема-передачи и, соответственно, номерные знаки для разовых поездок, а также номерные знаки «Транзит» больше не являются документами строгой отчетности.

Анализируя нормы постановления № 243, адвокат АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов отмечает, что изменения касаются как давно назревших аспектов, необходимость актуализации которых очевидна (например, в части ведения электронного реестра), так и ряда новшеств, по-другому регулирующих некоторые моменты комиссионной купли-продажи ТС.

В свою очередь, юрист АК «Правочин» Юрий Сивовна, комментируя постановление Кабмина № 243, заявляет, что указанные изменения могут быть охарактеризованы как усиливающие контроль со стороны госорганов над любыми транзакциями, осуществляющимися с ТС, а также их составляющими частями, содержащими идентификационные номера.

При этом среди важных нововведений постановления № 243, по мнению г-на Реутова, следует отметить возможность оформления договоров купли-продажи ТС в Госавтоинспекции, что должно повысить транспарентность (прозрачность) таких сделок.

В то же время некоторые положения постановления № 243 можно трактовать двойственно.

Так, во-первых, формулировка норм постановления предусматривает возможность (то есть право, а не обязанность) оформления договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции. Таким образом, те лица, которым будут «не по душе» новые возможности Порядка осуществления оптовой и розничной торговли ТС, фактические смогут делать это «по старой схеме». Тем не менее на данный момент из-за отсутствия практического применения норм измененного Порядка прийти к однозначному выводу в этой ситуации пока не представляется возможным.

Во-вторых, особенности договорных взаимоотношений субъектов общественных правоотношений определяются Гражданским и Хозяйственным кодексами, а также соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе и вышеуказанным Порядком. В то же время возникает вопрос, на основе какого регламента и ссылаясь на какие нормы, будет производиться заключение договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции? Отметим, что на данный момент действующее законодательство, а именно измененный Порядок осуществления оптовой и розничной торговли ТС, не предусматривает детальных нормативных указаний относительно такой процедуры.

Игорь Реутов

О такой нестыковке говорит и адвокат АФ «Грамацкий и партнеры», уведомляя, что на сегодня еще нет определенного порядка осуществления подобного оформления в ГАИ. Кроме того, ни Законом «О милиции», ни Положением о Госавтоинспекции МВД ГАИ не наделено полномочиями принимать участие в оформлении договоров купли-продажи. «Поэтому, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, можно ожидать, что эффект от такой нормы до принятия соответствующих изменений будет минимальным», - резюмирует г-н Реутов. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Основного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В то же время среди позитивных моментов постановления № 243 г-н Реутов отмечает возможность продажи ТС, не снятого с учета в ГАИ, что может упростить проведение операции по купле-продаже, в частности, комиссионной. Измененный Порядок детально прописывает процедуру комиссии ТС.

Так, изменениями к Порядку предусматривается, что на комиссию не принимаются ТС или машины, не зарегистрированные в Госавтоинспекции или Госсельхозинспекции, по которым в установленном порядке сообщено о наложении ареста или запрещении снятия их с учета, а также ТС, в отношении которых не предоставлено свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) либо о регистрации машины. «Измененный Порядок отныне четко устанавливает запрет на принятие ТС на комиссию, если есть надлежащее уведомление об аресте или запрете на снятие с учета. К тому же теперь решение суда может являться документом, на основании которого ТС принимается на комиссию», - указывает адвокат АФ «Грамацкий и партнеры».

В свою очередь, г-н Сивовна напоминает, что изменения предусматривают создание электронного реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую/розничную торговлю ТС. Если речь идет о сельхозтехнике и ее деталях, тракторах, тракторных механизмах, то держателем реестра является орган Госсельхозинспекции, что касается всех остальных ТС - Госавтоинспекция.

Также согласно установленным изменениям учет ведется субъектами хозяйствования в письменном и электронном виде. При этом субъекты хозяйствования безотлагательно вносят информацию о поступлении, передаче, реализации транспортных средств и их составляющих частей, имеющих идентификационные номера, в электронный реестр. Формирует и ведет электронный реестр таких субъектов хозяйствования Госавтоинспекция.

«Сам по себе реестр - это электронная база учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ТС и их составляющими частями, содержащими идентификационные номера, сбор информации о любой транзакции описанного выше ТС, а также сбор информации касательно выдачи и использования номерных знаков для разовых поездок и знаков «Транзит», бланковой документации, - отмечает юрист АК «Правочин». - Согласно нововведениям хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанную выше торговлю, обязаны вести журнал прихода и реализации или же передачи на реализацию всех ТС. Такой журнал должен вестись как в электронном, так и письменном виде».

Юрий Сивовна

В то же время, по мнению И. Реутова, заслуживает внимания исключение упоминания о том, что бланки счетов-справок, акты приема-передачи, номерные знаки для разовых поездок и номерные знаки «Транзит» являются документами строгой отчетности. Примечательно, что согласно Перечню бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности, хозяйственная деятельность по изготовлению которых подлежит лицензированию, бланки счетов-справок о покупке ТС, их составляющих частей, имеющих идентификационный номер, по-прежнему относятся к бланкам строгой отчетности. «Таким образом, пока из Перечня не исключат справки-счета, они будут считаться бланками строгой отчетности с применяемыми к ним требованиями по изготовлению и хранению», - уведомляет эксперт.

Также г-н Реутов подчеркивает, что нельзя не упомянуть и об изменениях в Порядке относительно указания на обратной стороне справки-счета оценочной стоимости ТС, уже бывшего в использовании, а также субъекта оценочной деятельности, осуществившего оценку для целей налогообложения. Ввиду того, что согласно указанным изменениям все обязательные сборы, связанные с такой куплей-продажей, будут уплачиваться на основании оценочной стоимости.

В таком случае назревает вопрос: если измененный Порядок предусматривает возможность купли-продажи ТС непосредственно в Госавтоинспекции без снятия ТС с учета, то каким образом необходимо обращаться к сертифицированным оценщикам для проведения оценки: подавать в госорган уже готовый акт оценки или имеется законодательная регламентация согласовывать соответствующие документы по процедуре? Будем надеяться, что практическое применения норм документа и/или разъяснительные материалы госорганов будут «компасом» в вопросах осуществления купли-продажи ТС по новому Порядку.

Обобщая нормативную регламентацию постановление № 243, юрист АК «Правочин» констатирует тот факт, что приведенные выше новшества свидетельствуют о значительном усилении контроля за осуществлением торговли ТС и их составляющими частями, содержащими идентификационные номера. «Абсолютно ясно, что подобная процедура должна осуществляться быстро и эффективно, но, к сожалению, на практике происходит совершенно по-иному. Достаточно сбоя в электронной системе, для того чтобы это «застопорило» работу того или иного ведомства», - подытоживает г-н Сивовна.

При этом г-н Реутов со своей стороны указывает на следующие нюансы: «Проанализировав изменения в комплексе, а также учитывая возможность перерегистрации транспортного средства без снятия его с учета (при смене собственника), приходим к выводу, что смена собственников автомобилей может проходить очень быстро».

Таким образом, принимая во внимание все позитивные и негативные моменты документа, отметим, что на данный момент мнения по поводу эффективности постановления № 243 разделились: одни эксперты указывают на явное желание государства подчинить своей воле рынок купли-продажи ТС, другие же говорят о положительных сторонах упрощения процедуры для собственников ТС. В такой ситуации только правомерное правоприменения норм измененного Порядка и других положений действующего законодательства обеспечит правильное внедрение на практике норм документа.

Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (2) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Влад 25.04.13 | 15:35
Леня, есть перечень документов, которые подтверждают отсутствие ограничений на продажу авто. На сайте dbroker.com.ua/pogasit_kredit хорошо расписана новая процедура
леня 25.04.13 | 10:19
если авто не снимается с учета, то как при отчуждении можно будет проверить наличие действующих ограничений???? Пускай покупают - нам юристам работы прибавится в перспективе.....:)))
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос
Готовы ли Вы хранить важную документацию (договоры, приложения) на облачном сервисе?
Нет, доверяю только жесткому диску
Нет, доверяю только флешке
Да, но только на серверах за пределами Украины
Да, но только на серверах компании, которой доверяю