last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Правовые известия Документ недели: постановление о внесении изменений в Порядок торговли ТС

Документ недели: постановление о внесении изменений в Порядок торговли ТС

10:15 24.04.13
Что собой представляет измененная процедура осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами? ЮРЛИГА попытается найти ответ на этот вопрос в рамках еженедельной рубрики «Документ недели».
Правовые известия

13 апреля 2013 г. вступило в силу постановление Кабмина от 03.04.2013 г. № 243, которым внесены изменения в Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составляющими частями, имеющими идентификационные номера (с подробностями можно ознакомиться в новостях ЮРЛИГИ «Кабмин изменил порядок купли-продажи транспортных средств» и «В Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами внесены изменения»).

В частности, документ предусматривает ряд существенных новелл относительно особенностей оборота транспортных средств (далее - ТС), среди которых:

1) возможность оформления договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции и продажи ТС без перерегистрации в случае, если они получены в наследство;

2) отмена требования о необходимости снятия ТС с учета для их последующей продажи через торговые организации;

3) внедрение электронного реестра учета поступления, продажи и передачи ТС и их составляющих частей, имеющих идентификационные номера;

4) бланки справок-счетов, акты приема-передачи и, соответственно, номерные знаки для разовых поездок, а также номерные знаки «Транзит» больше не являются документами строгой отчетности.

Анализируя нормы постановления № 243, адвокат АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов отмечает, что изменения касаются как давно назревших аспектов, необходимость актуализации которых очевидна (например, в части ведения электронного реестра), так и ряда новшеств, по-другому регулирующих некоторые моменты комиссионной купли-продажи ТС.

В свою очередь, юрист АК «Правочин» Юрий Сивовна, комментируя постановление Кабмина № 243, заявляет, что указанные изменения могут быть охарактеризованы как усиливающие контроль со стороны госорганов над любыми транзакциями, осуществляющимися с ТС, а также их составляющими частями, содержащими идентификационные номера.

При этом среди важных нововведений постановления № 243, по мнению г-на Реутова, следует отметить возможность оформления договоров купли-продажи ТС в Госавтоинспекции, что должно повысить транспарентность (прозрачность) таких сделок.

В то же время некоторые положения постановления № 243 можно трактовать двойственно.

Так, во-первых, формулировка норм постановления предусматривает возможность (то есть право, а не обязанность) оформления договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции. Таким образом, те лица, которым будут «не по душе» новые возможности Порядка осуществления оптовой и розничной торговли ТС, фактические смогут делать это «по старой схеме». Тем не менее на данный момент из-за отсутствия практического применения норм измененного Порядка прийти к однозначному выводу в этой ситуации пока не представляется возможным.

Во-вторых, особенности договорных взаимоотношений субъектов общественных правоотношений определяются Гражданским и Хозяйственным кодексами, а также соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе и вышеуказанным Порядком. В то же время возникает вопрос, на основе какого регламента и ссылаясь на какие нормы, будет производиться заключение договоров купли-продажи ТС непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции? Отметим, что на данный момент действующее законодательство, а именно измененный Порядок осуществления оптовой и розничной торговли ТС, не предусматривает детальных нормативных указаний относительно такой процедуры.

Игорь Реутов

О такой нестыковке говорит и адвокат АФ «Грамацкий и партнеры», уведомляя, что на сегодня еще нет определенного порядка осуществления подобного оформления в ГАИ. Кроме того, ни Законом «О милиции», ни Положением о Госавтоинспекции МВД ГАИ не наделено полномочиями принимать участие в оформлении договоров купли-продажи. «Поэтому, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, можно ожидать, что эффект от такой нормы до принятия соответствующих изменений будет минимальным», - резюмирует г-н Реутов. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Основного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В то же время среди позитивных моментов постановления № 243 г-н Реутов отмечает возможность продажи ТС, не снятого с учета в ГАИ, что может упростить проведение операции по купле-продаже, в частности, комиссионной. Измененный Порядок детально прописывает процедуру комиссии ТС.

Так, изменениями к Порядку предусматривается, что на комиссию не принимаются ТС или машины, не зарегистрированные в Госавтоинспекции или Госсельхозинспекции, по которым в установленном порядке сообщено о наложении ареста или запрещении снятия их с учета, а также ТС, в отношении которых не предоставлено свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) либо о регистрации машины. «Измененный Порядок отныне четко устанавливает запрет на принятие ТС на комиссию, если есть надлежащее уведомление об аресте или запрете на снятие с учета. К тому же теперь решение суда может являться документом, на основании которого ТС принимается на комиссию», - указывает адвокат АФ «Грамацкий и партнеры».

В свою очередь, г-н Сивовна напоминает, что изменения предусматривают создание электронного реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую/розничную торговлю ТС. Если речь идет о сельхозтехнике и ее деталях, тракторах, тракторных механизмах, то держателем реестра является орган Госсельхозинспекции, что касается всех остальных ТС - Госавтоинспекция.

Также согласно установленным изменениям учет ведется субъектами хозяйствования в письменном и электронном виде. При этом субъекты хозяйствования безотлагательно вносят информацию о поступлении, передаче, реализации транспортных средств и их составляющих частей, имеющих идентификационные номера, в электронный реестр. Формирует и ведет электронный реестр таких субъектов хозяйствования Госавтоинспекция.

«Сам по себе реестр - это электронная база учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ТС и их составляющими частями, содержащими идентификационные номера, сбор информации о любой транзакции описанного выше ТС, а также сбор информации касательно выдачи и использования номерных знаков для разовых поездок и знаков «Транзит», бланковой документации, - отмечает юрист АК «Правочин». - Согласно нововведениям хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанную выше торговлю, обязаны вести журнал прихода и реализации или же передачи на реализацию всех ТС. Такой журнал должен вестись как в электронном, так и письменном виде».

Юрий Сивовна

В то же время, по мнению И. Реутова, заслуживает внимания исключение упоминания о том, что бланки счетов-справок, акты приема-передачи, номерные знаки для разовых поездок и номерные знаки «Транзит» являются документами строгой отчетности. Примечательно, что согласно Перечню бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности, хозяйственная деятельность по изготовлению которых подлежит лицензированию, бланки счетов-справок о покупке ТС, их составляющих частей, имеющих идентификационный номер, по-прежнему относятся к бланкам строгой отчетности. «Таким образом, пока из Перечня не исключат справки-счета, они будут считаться бланками строгой отчетности с применяемыми к ним требованиями по изготовлению и хранению», - уведомляет эксперт.

Также г-н Реутов подчеркивает, что нельзя не упомянуть и об изменениях в Порядке относительно указания на обратной стороне справки-счета оценочной стоимости ТС, уже бывшего в использовании, а также субъекта оценочной деятельности, осуществившего оценку для целей налогообложения. Ввиду того, что согласно указанным изменениям все обязательные сборы, связанные с такой куплей-продажей, будут уплачиваться на основании оценочной стоимости.

В таком случае назревает вопрос: если измененный Порядок предусматривает возможность купли-продажи ТС непосредственно в Госавтоинспекции без снятия ТС с учета, то каким образом необходимо обращаться к сертифицированным оценщикам для проведения оценки: подавать в госорган уже готовый акт оценки или имеется законодательная регламентация согласовывать соответствующие документы по процедуре? Будем надеяться, что практическое применения норм документа и/или разъяснительные материалы госорганов будут «компасом» в вопросах осуществления купли-продажи ТС по новому Порядку.

Обобщая нормативную регламентацию постановление № 243, юрист АК «Правочин» констатирует тот факт, что приведенные выше новшества свидетельствуют о значительном усилении контроля за осуществлением торговли ТС и их составляющими частями, содержащими идентификационные номера. «Абсолютно ясно, что подобная процедура должна осуществляться быстро и эффективно, но, к сожалению, на практике происходит совершенно по-иному. Достаточно сбоя в электронной системе, для того чтобы это «застопорило» работу того или иного ведомства», - подытоживает г-н Сивовна.

При этом г-н Реутов со своей стороны указывает на следующие нюансы: «Проанализировав изменения в комплексе, а также учитывая возможность перерегистрации транспортного средства без снятия его с учета (при смене собственника), приходим к выводу, что смена собственников автомобилей может проходить очень быстро».

Таким образом, принимая во внимание все позитивные и негативные моменты документа, отметим, что на данный момент мнения по поводу эффективности постановления № 243 разделились: одни эксперты указывают на явное желание государства подчинить своей воле рынок купли-продажи ТС, другие же говорят о положительных сторонах упрощения процедуры для собственников ТС. В такой ситуации только правомерное правоприменения норм измененного Порядка и других положений действующего законодательства обеспечит правильное внедрение на практике норм документа.

Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (2) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Влад 25.04.13 | 15:35
Леня, есть перечень документов, которые подтверждают отсутствие ограничений на продажу авто. На сайте dbroker.com.ua/pogasit_kredit хорошо расписана новая процедура
леня 25.04.13 | 10:19
если авто не снимается с учета, то как при отчуждении можно будет проверить наличие действующих ограничений???? Пускай покупают - нам юристам работы прибавится в перспективе.....:)))
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос