last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Аналитика правоприменения О последствиях создания Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно

О последствиях создания Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно

15:16 25.04.13
О последствиях создания Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно, предусмотренного Законом № 5493-VI, читайте в материале издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» от 25.04.2013, № 31.
Аналитика правоприменения

19 апреля вступил в силу Закон № 5493-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно». Законом создается Гарантийный фонд выполнения обязательств по складским документам на зерно (далее - Фонд). Основной функцией Фонда является возмещение стоимости зерна владельцу складских документов, в случае несостоятельности зернового склада - участника Фонда - в размере, не превышающем 90 % стоимости зерна, переданного на хранение.

Все зерновые склады, являющиеся таковыми по определению Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» до 01.03.2014 года в обязательном порядке должны стать участниками Фонда. В случае отказа склада заключить договор с Фондом до 01.01.2016, действие сертификата зернового склада прекращается, как и возможность легально оказывать услуги по хранению зерна.

Во многих нормах Закона дублируется положение об обязательности участия зерновых складов в Фонде и категорическом запрете предоставления услуг по хранению зерновых с выдачей складских документов лицами, не являющимися участниками Фонда.

Процедура получения статуса участника Фонда является довольно субъективной и непрозрачной

При этом процедура получения статуса участника Фонда является довольно субъективной и непрозрачной в связи с наличием довольно размытых оснований для отказа в принятии в Фонд. К примеру, отказать могут по причине несоответствия требованиям по финансовой стабильности, которые (требования) определяются самим Фондом.

Средства Фонда будут формироваться за счет вступительных, специальных и регулярных взносов участников Фонда, а также за счет целого ряда других источников, таких как: кредиты, в том числе из государственного бюджета; пеня, которую платят зерновые склады - участники (временные участники) Фонда за несвоевременное или неполное перечисление взносов; доходы от депозитов Фонда, размещенных в банках; другие, не запрещенные законом доходы.

Николай Буртовой

Примечательно, что в редакции проекта Закона, направленного на первое чтение, размер вступительного взноса был определен в размере одной гривни за одну тонну зерна, что может храниться на зерновом складе согласно сертификату склада. То есть, если склад имеет возможность хранить 60 тыс. тонн, он обязан внести первичный взнос в размере 60 тыс. грн. По данным ГП «Госреестры Украины» в Украине насчитывается около 747 сертифицированных зерновых складов, имеющих возможность хранить 30,5 млн. тонн зерна. Таким образом, авторы Закона прогнозировали поступления от вступительных взносов не много не мало в размере около 30 млн. грн.

Окончательная редакция Закона не определяет сумм взносов и предусматривает, что они будут определяться Кабинетом Министров Украины в решении о создании Фонда, после того как Закон вступит в силу. Такой способ определения размеров, по нашему мнению, абсолютно не гарантирует, что они будут меньше от предварительно заявленного.

Закон наделил Фонд правом проведения проверок участников (зерновых складов)

Также следует отметить, что нормами Закона фактически вводится еще один контролирующий орган в лице Фонда. Так, согласно статье 50 Закона Фонд наделяется правом проверки участников (зерновых складов), в том числе с помощью привлеченных физических и/или юридических лиц, на предмет подтверждения невозможности склада выполнить свои обязательства, а также полноты оплаты взносов.

При проведении проверок работники Фонда имеют право истребовать и безвозмездно получать от юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для выполнения его функций. Таким образом, на фоне декларируемой тенденции по уменьшению контролирующих органов государство вводит еще один орган, при этом порядок проведения проверок будет устанавливать сам Фонд в лице Административного совета.

Как утверждает автор Закона, введение процедуры гарантирования выполнения обязательств позволит складским документам на зерно стать более привлекательными с точки зрения инвестирования, поскольку после вступления в силу Закона они будут обеспечены гарантиями Фонда.

Процедура возмещения, прописанная в Законе, не является прозрачной и дает большие возможности для злоупотреблений

Однако процедура возмещения, прописанная в Законе, является, по нашему мнению, чрезвычайно непрозрачной и такой, что дает большие возможности для злоупотреблений. Об этом может свидетельствовать то, что основные вопросы возмещения, такие как собственно стоимость зерна, будут урегулированы не Законом, а непосредственно Кабинетом Министров Украины или органами управления Фонда.

И еще один момент, на который необходимо обратить внимание. Как до, так и после принятия Закона № 5493-VI продолжает действовать ст. 15 Закона Украины «О сертифицированных товарных складах и простых и двойных складских свидетельствах», согласно которой сертифицированный склад должен застраховать товар, принятый на хранение, от рисков потери, гибели, недостачи или повреждения. Таким образом, со вступлением в силу Закона № 5493-VI в стране фактически будет действовать двойной механизм защиты прав владельцев складских документов, что неизбежно приведет к удорожанию и без того недешевых услуг по хранению зерновых.

 

ВЫВОД:

В целом анализ Закона № 5493-VI дает основания предположить, что официально озвученная цель деятельности Фонда это всего лишь верхушка айсберга. Главное, кто и как будет распоряжаться немаленьким бюджетом Фонда. При этом не стоит исключать, что правовые инструменты и механизмы, прописанные в Законе, в частности процедура аннулирования сертификата склада, позволит «руками Фонда» временно, а то и навсегда устранять с рынка конкурентов вплоть до передела собственности в сфере хранения зерновых.

Николай Буртовой,

адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

  ________________________________________________________________

«ЮРИСТ & ЗАКОН» - это электронное аналитическое издание, входящее в информационно-правовые системы ЛІГА:ЗАКОН и созданное специально для юристов и специалистов, нуждающихся в качественной аналитической информации об изменениях, происходящих в правовом поле Украины. По вопросам приобретения издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» обращайтесь к менеджерам ЛІГА:ЗАКОН или крегиональным дилерам.

Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН
Написать автору
Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (0) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос