last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Аналитика правоприменения Пираты украинского бизнеса, или Черная метка от органа контроля

Пираты украинского бизнеса, или Черная метка от органа контроля

09:51 22.07.13
О том, кому и чем грозит использование нелицензионного программного обеспечения и как эту угрозу отвести, читайте в материале издания ЮРИСТ & ЗАКОН от 18.07.2013, № 48.
Аналитика правоприменения

В современном мире ведение бизнеса невозможно без использования компьютерной техники, а следовательно, и без использования программного обеспечения. Поэтому, приобретая компьютерную технику и устанавливая на нее какие-либо программы или аудио-, видеофайлы, необходимо помнить, что владельцами имущественных и личных неимущественных прав на эти программы являются их создатели и правообладатели, а значит, они имеют исключительное право давать разрешение иным лицам на использование таких программ. В связи с этим на предприятии должны находиться документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения, а именно лицензионный договор или лицензия.

В свою очередь, использование нелицензионного программного обеспечения нарушает имущественные и личные неимущественные права субъектов авторского права и (или) смежных прав. Защита этих прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Так, административная ответственность за незаконное использование компьютерных программ установлена ст. 51-2 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Согласно этой статье нарушением является незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (в том числе компьютерной программы, базы данных и т. д.), присвоение авторства на такой объект или иные умышленные нарушения прав на объект права интеллектуальной собственности. Санкция этой статьи предусматривает наложение штрафа до 3400 грн. с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления.

Уголовная же ответственность предусмотрена ст. 176 Уголовного кодекса Украины. Она наступает в случае нанесения ущерба более чем на 11470 грн. Санкция этой статьи предусматривает ответственность в виде наложения штрафа до 51000 грн. или лишение свободы до 6 лет с конфискацией и уничтожением материальных носителей компьютерных программ и баз данных, а также средств и материалов, которые использовались для их изготовления.

При этом необходимо отметить, что к уголовной ответственности могут привлечь только в том случае, если лицо осознавало, что нарушает авторские либо смежные права, а также желало или допускало нанесение правообладателю материального вреда в крупном размере. Однако доказать такой умысел довольно сложно. В связи с этим при проведении проверки можно говорить, что все программное обеспечение приобреталось в магазине, а следовательно, руководитель считал его лицензионным.

Изначально ответственность за использование компьютерных программ без лицензии несет руководитель компании

В связи с тем что субъектами преступлений и административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Украины, могут быть только физические лица, в частности должностные лица предприятия, уголовной или административной ответственности юридические лица нести не могут.

Таким образом, изначально ответственность за использование компьютерных программ без лицензии несет руководитель компании. Однако, если он возложит (в письменной форме под роспись) на системного администратора обязанность устанавливать только лицензионное программное обеспечение и осуществлять мониторинг всех файлов, содержащихся на компьютерах, с целью выявления и удаления тех, которые нарушают авторские и смежные права, то ответственность будет нести системный администратор.

Кроме того, минимизировать риск появления на компьютерах предприятия нелицензионного программного обеспечения можно путем издания приказа по предприятию (с уведомлением под роспись всех сотрудников), которым запретить устанавливать на компьютеры нелицензионное программное обеспечение и иные файлы, используемые с нарушением авторских прав. Кроме того, можно установить специальные блокираторы, не позволяющие устанавливать на компьютер программы без соответствующих прав доступа.

В свою очередь, юридические лица, нарушившие права интеллектуальной собственности могут привлекаться к гражданско-правовой ответственности. Так, автор или лицо, имеющее авторские права, может обратиться в суд с требованием признать за собой авторские права, запретить незаконное использование компьютерной программы, а также компенсировать материальный и моральный вред.

Право проводить проверки на предмет выявления незаконного использования компьютерных программ имеют: Государственная служба интеллектуальной собственности, а именно государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности; Министерство внутренних дел, а именно Государственная служба по борьбе с экономической преступностью (ГСБЭП), а также органы налоговой службы Украины.

Основанием для проведения проверки является информация о незаконном использовании программного обеспечения. Проверки могут быть как плановыми либо внеплановыми, так и проводиться в рамках уголовного производства.

Следовательно, если на предприятие пришла внезапная проверка, то в первую очередь необходимо проверить служебные удостоверения проверяющих и убедиться, что лицо, которое стоит на пороге офиса, действительно сотрудник органа, уполномоченного проверять подобные вопросы, если нет, то смело можно вызывать милицию и не впускать «ходоков». Во-вторых, следует выяснить на каких основаниях и что конкретно к вам пришли проверять. Чтобы окончательно убедиться в обоснованности проверки, советую позвонить по месту работы проверяющих и поинтересоваться, действительно ли выдавалось разрешение на проведение проверки. В-третьих, не следует забывать о ведении журнала регистрации проверок. В-четвертых, советую не предоставлять проверяющим компьютеры, не имеющие отношения к предприятию, например личные компьютеры сотрудников, поскольку они пришли проверять именно предприятие.

В рамках проведения проверки по административному делу органы, которые ее проводят, имеют право изъять системные блоки с целью проведения экспертизы

Хочу обратить внимание, что в рамках проведения проверки по административному делу органы, которые ее проводят, имеют право изъять системные блоки с целью проведения экспертизы, однако они должны быть возвращены после проведения экспертизы, о чем также говорит и Верховный суд Украины в своем Обобщении применения судами законодательства по делам о административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности от 01.01.2006 г. (п. 3.1). В связи с этим препятствование проверяющим в осмотре компьютеров (отсутствие электричества либо отсутствие паролей по причине их утери) может привести к их изъятию, что парализует вашу деятельность на длительный период.

Также необходимо отметить, что с целью обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений по этим делам в соответствии со ст. 260 КоАП Украины изъять могут и другие носители компьютерных программ (диски, флэшки, жесткие диски). Изъятие, как правило, осуществляется в том случае, если проверяющие обнаружили нелицензионное программное обеспечение на соответствующих объектах. Техника изымается до рассмотрения административного дела, в процессе которого решается ее судьба.

Кроме того, изъятие может быть произведено и в рамках уголовного производства в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Обращаю внимание, что привлечь к ответственности за неправомерное использование программного обеспечения может только суд. В свою очередь, незаконные действия проверяющих, совершенные ими в ходе проведения проверки, можно обжаловать как вышестоящему органу, так и в суд.

Как показывает наша судебная практика, большинство административных дел в подобных ситуациях удается выиграть в суде, поскольку проверяющие зачастую не соблюдают требования к содержанию протоколов об административном правонарушении и неправильно квалифицируют действия нарушителей. Кроме того, проверяющие, как правило, в протоколах не указывают правообладателей компьютерных программ, хотя указание этих сведений является обязательным. Также к материалам дела должны быть приобщены пояснения потерпевшей стороны (правообладателя), что довольно проблематично, и целый ряд других документов, которые проверяющие, как правило, игнорируют. Так что процедура доказывания совершения правонарушения довольно сложна. Следовательно, необходимо обращать особое внимание, не нарушают ли ее проверяющие.

ВЫВОД:

Таким образом, несмотря на то что вероятность выиграть спор о нарушении авторских прав достаточно велика, также велик шанс изъятия компьютерной техники, на которой установлено программное обеспечение, правомерность использования которого не подтверждена и, следовательно, высок риск блокирования деятельности предприятия.

Виталий Мазур,

старший юрист юридической фирмы «Pragnum»

________________________________________________________________

«ЮРИСТ & ЗАКОН» - это электронное аналитическое издание, входящее в информационно-правовые системы ЛІГА:ЗАКОН и созданное специально для юристов и специалистов, нуждающихся в качественной аналитической информации об изменениях, происходящих в правовом поле Украины. По вопросам приобретения издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» обращайтесь к менеджерам ЛІГА:ЗАКОН или крегиональным дилерам.

Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (1) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
qwerty 23.07.13 | 17:13
"...уголовной или административной ответственности юридические лица нести не могут." - ?
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос