last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная Персоны Переформатирование юридического рынка в Украине: новые игроки и вызовы

Переформатирование юридического рынка в Украине: новые игроки и вызовы

10:35 26.01.16
Продолжающийся экономический кризис в той или иной степени отразился на всех без исключения рынках товаров и услуг в Украине. Уменьшение деловой активности привело к уменьшению спроса бизнеса на юристов и, как следствие, к усилению их конкуренции за клиента и его проекты. Это ставит перед юридическими фирмами новые вызовы – необходимость предоставлять услуги еще более высокого качества в еще более сжатые сроки и обеспечить инновационность во всем: в продукте, в отношении и в подходах к формированию цены.
Персоны

Эти факторы дали новый толчок для переформатирования рынка юридических услуг в Украине. Некоторые украинские и международные юридические фирмы сократили свой штат и зарплаты, некоторые перешли на 4-дневную рабочую неделю, ввели другие механизмы контроля расходов. Несколько юридических фирм, не выдержав конкуренции, закрыли свои офисы или передали их в управление менеджменту.

В противовес этим трендам появился ряд юридических фирм, которые образовались вследствие разделения команд ранее существующих игроков рынка и с новой силой включились в борьбу за клиента, еще больше усиливая конкуренцию на рынке профессиональных юридических услуг. Одним из таких новых брендов в украинском юридическом бизнесе стала компания EVERLEGAL. Мы встретились с Евгением Дейнеко, управляющим партнером фирмы, который рассказал ЮРЛИГЕ об особенностях переформатирования украинского юридического рынка, а также планах и амбициях EVERLEGAL в 2016 году.

- Евгений, что означает создать новую юридическую фирму в текущих условиях с чистого листа?

- Позвольте сразу заметить: не с чистого листа. Каждый из партнеров EVERLEGAL имеет значительный и широкий профессиональный юридический опыт. Для примера: наш партнер, Андрей Оленюк, до учреждения EVERLEGAL длительное время работал в киевском, нью-йоркском и лондонском офисах Clifford Chance, международной юридической компании из так называемого магического круга. Андрей Порайко до учреждения EVERLEGAL длительное время возглавляв бутиковую юридическую фирму, которая фокусировалась преимущественно на разрешении споров, хотя имела несколько очень интересных проектов в сфере M&A и привлечения финансирования от международных финансовых учреждений, таких как ЕБРР (EBRD) и МФК (IFC). Афанасий Карлин является признанным экспертом в сфере уголовного судопроизводства и отметился рядом успешных дел, в которых он защищал интересы топ-менеджеров крупных компаний. У меня лично более 13 лет работы в английских и американских юридических фирмах, в частности три последних года проработал в киевском офисе Clifford Chance.

У наших партнеров были свои сработанные команды юристов и нашей главной задачей на этапе формирования EVERLEGAL было интегрировать эти команды в единую юридическую фирму, которая будет предлагать полный спектр юридических услуг и иметь амбиции относительно вхождения в лидеры украинского рынка юридических услуг и выхода на иностранные и международные рынки. Мы с этой задачей справились.

- Новая юридическая фирма: почему сейчас, почему независимая компания, а не офис международной фирмы в Украине или за границей?

- На самом деле, так сложились обстоятельства. После того как я принял решение уйти из Clifford Chance, у меня было много возможностей в профессиональном плане. У меня за плечами солидное образование, я получил степень магистра права в США и недавно закончил «executive programme» по развитию бизнеса в европейской бизнес-школе ІNSEAD. Я имею право практиковать в штате Нью-Йорк. Кроме того, у меня была возможность работать в ведущих иностранных юридических фирмах, а также в крупной американской нефтегазовой корпорации. Мне кажется, я многого достиг в профессиональном плане и мог бы получить работу в топовых мировых компаниях в Сингапуре, Гонконге, Лондоне или Стамбуле. Тем не менее, я решил принять еще более амбициозный вызов - начать собственный бизнес со своими партнерами и единомышленниками. Да, это вызов, наверное, самый большой из возможных вызовов, но я готов к нему. Итак, именно сейчас я это и делаю - делаю что-то новое и интересное для себя - и делаю все это, осознавая те условия, в которых работаю. И это естественно для меня. У меня всегда было желание жить и работать именно в Украине. Особенно после Революции Достоинства, я убедился в правильности этого желания, осознавая уникальность этого исторического момента.

Если же смотреть в более широком аспекте, EVERLEGAL является, в некоторой степени, совпадением того, что в определенный момент во времени объединились единомышленники, которые имеют общее видение развития бизнеса, понимание визии и стратегии компании, ее стиля, а также команды, которые представляют собой синергию международного и украинского опыта предоставления юридических услуг. Я уверен, что объединение этих двух элементов позволит нам не только уверенно конкурировать на рынке, но и покорять новые высоты.

- Куда, по-Вашему, направлен вектор развития украинского юридического рынка сегодня? Каковы его главные тенденции?

- Вектор украинского рынка юридических услуг - это вектор развития и стремления соответствовать мировым стандартам и тенденциям юридического бизнеса. Все более усиливающаяся конкуренция между существующими участниками рынка, а также приход новых игроков, на фоне сокращения спроса, ведет к тому, что для того чтобы сохранить позиции и завоевать новых клиентов, участники рынка повышают качество юридических услуг, качество управления юридическими фирмами, все большее значение приобретает инновационность. Юридический бизнес вынужден совершенствоваться.

Не претендуя на полноту, среди основных трендов я бы отметил следующие:

• дробление юридических фирм и выход новых игроков на рынок;

• появление альтернативных провайдеров юридических услуг;

• временный спад интереса к украинскому рынку иностранных юридических фирм;

• диверсификация бизнеса (уменьшение фокуса на бутиковость и отдельные практики и стремление оказывать полный спектр юридических услуг, в частности создание практик разрешения споров, обслуживание общехозяйственной деятельности);

• усиление фокусировки на отдельных секторах и отдельных категориях клиентов (к примеру, на крупных агрохолдингах или иностранных фармацевтических компаниях), которым предоставляется широкий спектр юридических услуг;

• выход на иностранные рынки (как для обслуживания украинских, так и локальных клиентов);

• создание новых практик (к примеру, практики взаимодействия с государственными органами, практики юридического обслуживания программ технической помощи, более активно развивается практика по юридическому сопровождению международной торговли, в частности экспорта); и

• формирование пакетов услуг (к примеру, защита бизнеса 24/7) и абонентское обслуживание.

В средне- и долгосрочной перспективе, мне кажется, что на юридическом рынке начнутся слияния и поглощения. Придут новые иностранные игроки. Уже сейчас, по моей информации, есть несколько иностранных юридических фирм, которые подумывают о выходе на наш рынок, предполагая экономический рост. В общем, я думаю, что постепенно рынок будет прогрессировать, его объем будет расти. Это ожидание, собственно, и объясняет, почему мы с партнерами решили создать свою фирму.

- Как изменились принципы работы клиентов с внешними юридическими советниками, а также требования клиентов?

- Клиенты хотят получать больше качественных услуг за меньшую цену («more for less»). Это, в общем-то, соответствует тому, что происходит и на рынках юридических услуг за пределами Украины. И в этом заключается основной вызов для юридических фирм.

В части ценообразования, поскольку бюджеты клиентов на юридические услуги лимитированы, клиенты хотят понимать, сколько конкретно они потратят на конкретный проект с внешними юристами. Поэтому почасовая ставка сейчас работает крайне редко. В основном это фиксированные или предельные суммы, о которых договариваются в начале проекта. Клиент хочет, чтобы юрист был готов разделить с ним риски по проекту, в частности риск того, что проект может затянуться и потребуется гораздо больше временных и трудовых затрат, чем изначально планировалось.

Кроме того, помимо качественной юридической консультации, клиент ожидает получить высококлассный сервис. Клиент хочет чувствовать, что о нем заботятся. Такая забота может проявляться, к примеру, в бесплатных тренингах, гибком временном графике предоставления консультаций. Клиенты также хотят, чтобы юридическое обслуживание было эффективным и консультации предоставлялись в формате, удобном для клиента. К примеру, оформление результатов юридического аудита в виде презентации в формате Power Point, использование инфографики, числовых примеров для наглядности. Клиенты ожидают, что юрист будет досконально знать их бизнес, а не только давать рекомендации, которые в ситуации конкретного бизнеса могут быть применимы весьма условно.

- Что означает EVERLEGAL?

- Это как ребенок. Всегда хочется, чтобы свой ребенок был самым лучшим.

Прежде чем придумать название, мы проанализировали мировые реестры торговых марок на наличие похожего наименования, проводили исследования, опрашивали коллег/друзей. Это была целая кампания. Наше название - это не просто какое-то «привлекательное» слово (хотя теперь оно точно останется у вас в памяти) или же дань латыни. Оно образовано путем объединения слова «legal», которое указывает на сферу деятельности компании, и слова «ever», которое должно подчеркнуть наше «бесконечное», то есть постоянное, стремление к совершенству. Название также переплетается с нашим кредо - «Успех Навсегда». Мы осознаем, что наши клиенты - это успешные и требовательные компании, а наша задача, как надежного юридического бизнес-партнера, состоит в их поддержке и приумножении их успеха.

Мы хотим, чтобы EVERLEGAL была не просто новой компанией с интересным названием и символикой. Мы хотим создавать качественно новый продукт. Для этого мы анализируем опыт успешных международных юридических компаний, не ограничиваясь только Украиной. Мы осмысливаем позитивные идеи относительно развития и ведения юридического бизнеса, при этом избегаем копирования существующих моделей, а стараемся генерировать собственные. Конечно, юридический бизнес довольно консервативен, но сейчас в мире он стремительно меняется и становится более инновационным. Создаются новые формы, инструменты и способы предоставления услуг. Мы хотим быть в фарватере этих инноваций, но при этом создавать что-то свое, новое. Собственно, поэтому мы поощряем наших работников мыслить креативно. Наши клиенты часто нуждаются в нестандартных решениях. Мы готовы прикладывать максимум усилий, чтобы такие решения им предлагать.

- Какие секторы экономики Вы видите перспективными для вашей фирмы?

- Наш фокус направлен на такие секторы, как энергетика, сельское хозяйство, информационные технологии (ІТ) и фармацевтика. По моему мнению, это те секторы, которые сейчас показывают положительную динамику или имеют хороший потенциал роста. Конечно, мы предоставляем услуги и в других секторах, но сейчас основной фокус именно на этих, потому что видим в них значительную перспективу.

- Расскажите детальнее о перспективных секторах экономики, которые могут дать работу юристам уже в этом году.

- Мне кажется, что работа для юристов есть всегда и в любых секторах. Вопрос только в ее количестве.

Популярными секторами на данный момент являются IT и сельское хозяйство, а также банковская сфера и финансовые услуги. Мне кажется, что в среднесрочной перспективе привлекательными являются рынок энергетики, что связано с необходимостью обеспечения энергетической безопасности страны; фармацевтический рынок, что связано со старением населения и возрастающей потребностью в доступных лекарствах; инфраструктурные проекты, без которых сложно выстроить эффективную экономику; экспортно-ориентированные отрасли, особенно учитывая интерес украинского бизнеса к рынкам ЕС, а также к рынкам Африки и Ближнего Востока, а также потребительская сфера.

- Насколько маркетинг и PR являются важной составляющей успеха современной юридической фирмы?

- Да, маркетинг - это важно. У нас есть команда маркетологов, которая работает над продвижением нашего бренда на целевых рынках. Мы решили подойти несколько нестандартно и привлекли специалистов, которые до этого не работали с юридическими фирмами. Они специализируются совсем на другой сфере, которая однако очень инновационная и актуальная. Мы делаем ставку именно на молодость, креативность и свежесть подходов этой команды. Мы уверены, что все наши ожидания будут оправданы.

- Как инновационность может сегодня проявляться в работе современной юридической фирмы? Каковы Ваши примеры воплощения этого принципа?

- Инновационность сейчас действительно в тренде. Формы ее проявления очень разные. К примеру, создание «нетрадиционного» для юридической фирмы веб-сайта, активный маркетинг в социальных сетях; использование методов управления и ведения проектов, сходных с теми, которые используют клиенты (к примеру, agile); еще большая автоматизация процессов управления фирмой, создания и предоставления юридической услуги; создание альтернативных провайдеров юридических услуг (к примеру, специализирующихся на предоставлении высококлассных юристов в аутсорс).

Мы, конечно, используем некоторые вещи из вышеперечисленного. К примеру, мы стараемся делать нашу работу более эффективной, используя всевозможные IT-решения, в частности, разработанные специально для нас.

Мы стремимся творчески подходить к формированию команд юристов для выполнения проектов, а также к выполнению клиентских задач. К примеру, у нас нет четкого деления людей на департаменты, хотя есть внутренняя специализация. Мы формируем команды на проектной основе и, зная специализацию своих коллег, стараемся подобрать оптимальный командный состав для клиента. По нашему опыту, такой гибкий подход приносит максимальную пользу клиенту. Мы также активно используем экспертов, с которыми у нас партнерские отношения, для лучшего понимания бизнеса и более качественного обслуживания клиентов.

- Каковы были Ваши первые шаги в плане развития бизнеса и маркетинга?

- В плане развития бизнеса одним из первых шагов была поездка в Лондон, где сосредоточены офисы крупных международных юридических фирм, а также штаб-квартиры наших международных клиентов. Целью поездки была поддержка старых контактов, заведение новых и установление деловых отношений, которые в дальнейшем можно конвертировать в конкретные проекты. Я считаю, что наш визит был успешным. Нам удалось достичь поставленных целей.

Что касается маркетинга, то мы уже запустили наш сайт. Мы хотели сделать его нестандартным, не таким, какие обычно сайты юридических фирм. Мы надеемся, что нам это удалось. Мы также создаем наши презентационные материалы, сотрудничаем с юридическими и бизнес-медиа, ведем страницы в социальных сетях, где информируем о жизни фирмы, разных событиях и всем, что нас интересует и увлекает.

Кроме того, мы сделали значительные шаги в налаживании внутренних бизнес-процессов и интеграции команды с тем, чтобы обеспечить эффективное и качественное обслуживание наших клиентов.

- Какие планы на этот год у команды EVERLEGAL?

- Прежде всего завершить интеграцию команд и отшлифовать внутренние процессы. Я хочу, чтобы мы работали так же, как работают лучшие английские и американские юридические фирмы. Я знаю эту кухню изнутри. Там есть очень много вещей, которые следует позаимствовать.

После интеграции и сплочения коллектива планируем набирать новых юристов. Уже сейчас понимаю, что проектов и работы становится больше и для их качественного выполнения нужно будет усиливать команду. Будем ставить на личности, а не на количество.

Также ставлю себе целью увеличить количество проектов от существующих клиентов и нарастить клиентскую базу, которая позволит выйти на прогнозные финансовые показатели. При текущих условиях это непросто, но я уверен, что мы справимся.

Я также хочу обеспечить выполнение нашего плана по pro bono деятельности. Бесплатное обслуживание клиентов, которые иначе не могли бы позволить себе качественные юридические услуги (например, общественные и благотворительные организации), является очень важной составляющей нашей деятельности и программы корпоративной социальной ответственности, которая существует в EVERLEGAL.

Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (4) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
Простак 26.01.16 | 23:20
Юриспруденция эта та сфера - где ценят не за пафос и полет фантазии, а за скромность и конечный результат.

Однако, на каждого продавца - есть свой покупатель, так что и Вам удачи
Anti-lawyer 26.01.16 | 19:00
Lawyer, that was a good one. Even my granny laughed her guts out;)
Lawyer 26.01.16 | 18:34
И еще шутка.

Телефонный разговор:
- Hi! Mr. Deyneko calling. Everlegal, Ukraine.
- Never legal Ukraine? Good bye.
Lawyer 26.01.16 | 18:28
Интервью рекламного характера. Очень много банального пафоса, сложно читать, если есть критическое мышление.

Судя по всему, клиентов у компании мало - их юристы постоянно пишут сюда (статьи готовятся в рабочее время; кроме того, они посещают кучу треш-мероприятий, чтобы засветиться).

Интересное объяснение названия Everlegal. Потому что ever и legal. Спасибо. Хотя надо было быть реалистами и называть себя Sometimeslegal.

В любом случае желаю ребятам, чтобы не путали с Neverlegal :)
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос
Готовы ли Вы хранить важную документацию (договоры, приложения) на облачном сервисе?
Нет, доверяю только жесткому диску
Нет, доверяю только флешке
Да, но только на серверах за пределами Украины
Да, но только на серверах компании, которой доверяю