last magazine imagelast magazine image
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
 
Главная События Словесные паразиты: как сайту уберечься от суда из-за комментариев?

Словесные паразиты: как сайту уберечься от суда из-за комментариев?

14:01 04.03.16
«Что написано пером, то не вырубишь топором» - гласит известная народная пословица. И хотя в наше время вместо пера клавиатура, суть пословицы от этого не изменилась. Тем не менее, многие злостные комментаторы об этой пословице точно призабыли и постоянно создают проблемы новостным порталам.
События

ЕСПЧ и отечественные суды давно признали, что именно сайты несут ответственность за комментарии.

Но как же отгородиться от словесных паразитов, сохранив при этом аудиторию интеллигентных читателей? К счастью, ломать голову над этим вопросом уже не нужно, ведь 3 марта в пресс-центре ЛігаБізнесІнформ Илларион Томаров, старший юрист, руководитель IP практики AstapovLawyers International Law Group, поделился с бизнесом основными способами защиты сайтов от клеветы пользователей.

При разработке стратегии защиты эксперт руководствовался свежайшей практикой ЕСПЧ по делам Delfi AS v. Estonia, Magyar Tartalomszolgбltatуk Egyesьlete (MTE) and Index.hu Zrt v. Hungary.

В деле Delfi AS v. Estonia (решение от 16 июня 2015 года) ЕСПЧ пришел к выводу, что владелец сайта, будучи уведомленным об откровенно противозаконном содержании комментариев, не предпринял мер по удалению комментариев, хотя имел техническую возможность это сделать.

Суд разъяснил, что сайт должен нести ответственность за действия пользователей, так как личности авторов комментариев установить не удается, а сайт сознательно отказался предпринять меры по защите чести, достоинства и деловой репутации истцов.

Кстати, решение по делу Delfi AS v. Estonia неприменимо ни к соцсетям (ведь владелец медиа-платформы не размещает контент), ни в случае, когда частное лицо имеет собственный сайт или ведет блог в качестве хобби.

Обстоятельства дела MTE and Index.hu Zrt v. Hungary (решение от 2 февраля 2016 года) практически идентичны ситуации по делу Delfi AS v. Estonia. Правда, новое решение ЕСПЧ отразило более либеральный подход в оценке оснований для привлечения к ответственности сайта за негативные комментарии.

ЕСПЧ обозначил одну из основных проблем борьбы с оскорбительными комментариями пользователей - оценку содержания всех комментариев. Стало понятно, что модератор должен лично просмотреть все комменты и оценить их по критерию оскорбительности. Конечно, такой подход требует немалых человеческих и временных затрат для сайтов, поэтому иногда проще закрыть возможность комментирования.

Для сайтов, которые не готовы отречься от своих комментаторов, Илларион Томаров подготовил 4 способа защиты от словесных паразитов.

Способ защиты № 1

Разработайте правила пользования сайтом и размещения комментариев. Обязательно сделайте так, чтоб выдержка из 5-7 главных запретов (что нельзя писать) всплывала над окном создания комментариев.

В тексте Terms of Use сайта должны быть подробно описаны требования к комментариям на сайте, в т.ч. запрет на публикацию высказываний негативного содержания.

Способ защиты № 2

Не забывайте о модерации комментариев.

Это значит, что перед публикацией комментарии должны проходить предварительную проверку на соответствие правилам сайта. Обычно для этого существует специальное программное обеспечение, но некоторые интернет-платформы пользуются услугами модераторов. Идеально использовать систему двухуровневой проверки комментариев: сначала программа определяет явно нецензурные, враждебные и т. д. выражения, а после этого задействуется модератор, который анализирует содержание комментария, который прошел автоматическую проверку.

Способ защиты № 3

Используйте систему notice-and-take-down («предупреждение и удаление»).

К сожалению, даже при существовании двух предыдущих способов защиты нельзя полагаться на добросовестность пользователя, да и модератор может проглядеть опасный комментарий. Благодаря инструменту notice-and-take-down разобраться с недобросовестными комментаторами вам помогут другие пользователи сайта. Для этого нужно лишь создать кнопку «Пожаловаться», с помощью которой пользователь уведомит модератора о негативном содержании высказывания. Такая кнопка должна быть размещена возле каждой публикации.

Способ защиты № 4

Если не выходит по-доброму, прибегайте к временному блокированию возможности комментировать.

С юридической точки зрения частичное ограничение возможности высказать свое мнение является вполне оправданным. Обычно функция комментирования отключается, когда статья на сайте содержит провоцирующие заявления.


P.S. Эти способы защиты не застрахуют вас на 100% от суда, но значительно сократят риски!


Кристина Головко
, ЮРЛИГА

Более подробно о разной судебной практике по этому вопросу можете почитать в материалах ЮРЛИГИ:
«Документ недели»: судебное дело об ответственности за комментарий в Интернете
Судебный дайджест: компенсация выплат, запрос на информацию и комментарии в Сети
Об ответственности сайта за размещенные пользователями комментарии
Ответственность за анонимную информацию несет владелец сайта, - ВХСУ

С дополнительными рекомендациями юристов можно ознакомиться в статье: Бизнес в соцсетях: юридические тонкости и практические советы

Facebook
Социальные сети
Если Вы где-либо заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев (0) Оставьте Ваш комментарий
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Осталось 500 символов
Введите число, изображенное
на картинке: *
 
юзер 04.03.16 | 16:11
Комментарий удален модератором
Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге?

Что дает регистрация в Национальном юридическом каталоге Украины?

  1. Возможность максимально ярко представить уникальность своей компании или себя;
  2. Собственную веб-страницу без дополнительных затрат на хостинг;
  3. Шанс заявить о себе или расширить свое присутствие в Интернет-пространстве;
  4. Возможность лаконично, четко и без лишних слов спозиционировать свои услуги;
  5. Инновационный инструмент коммуникации с Вашими потенциальными клиентами.
КАЛЕНДАРЬ ЮРИСТА
Опрос
Готовы ли Вы хранить важную документацию (договоры, приложения) на облачном сервисе?
Нет, доверяю только жесткому диску
Нет, доверяю только флешке
Да, но только на серверах за пределами Украины
Да, но только на серверах компании, которой доверяю